Битва костоломов

888864564979465654987
20 рейтинг
2 голосов

«hээр шаалган» – единственный сохранившийся на протяжении тысячи лет национальный вид спорта монголоязычных народов, с некоторых пор возродился в Бурятии и успешно развивается. Разбивая хребтовую кость коровы, спортсмены демонстрируют не только свою силу удара и ловкость. Буддисты также верят в то, что, разбивая кость, спортсмены дают возможность душам домашних животных обрести свободу и лучшее перерождение в следующей жизни.  

Хребтовая кость – одна из 13 подобных костей хребта быка или коровы. По виду это крупный набалдашник на длинной рукояти до 30 сантиметров в длину и около 6 – в ширину. Толщина такой кости может достигать 6 миллиметров, к тому же кость трубчатая и имеет как минимум две прочные стенки, между которыми находится костный мозг. Сложно представить, чем можно разбить такой крепкий природный снаряд. Однако бурятские спортсмены с легкостью ломают их всего лишь ударом ладони.

888rtyry5665453

Как это происходит? Спортсмен берет кость за «рукоять» левой рукой, ладонью правой руки несколько раз примеряется – ударить нужно повыше набалдашника, причем найти такое место, которое позволит кости расколоться на весу. Удар требуется резкий и сильный, но для успеха должна работать не только разящая рука, но и та, которая держит кость: именно она задает жесткость усилия, под натиском которого снаряд может лопнуть.

Каждый спортсмен, перед тем как попробовать свою силу, должен помолиться предкам, попросить удачи. Может, именно поэтому любой мужчина, пытающийся разбить кость, на короткое время «подхода» вдруг совершенно преображается. Какой бы ни была комплекция, будь он стройным, хрупким с виду юношей, крупным мужчиной средних лет или уже пожилым человеком с печатью степного ветра на лице, во время ритуала разбивания кости спортсмен становится грациозен и легок. Со стороны кажется, что он вышел танцевать: плавные движения корпусом и плечами, завораживающие махи руками на короткий миг отвлекают зрителя, а следующий за этим мощный удар ладони  выбивает из толпы зевак дружный возглас, который тут же сменяется шумом ликования или гулом разочарования, если снаряд не поддался.

888888rtyr6546546546546

Знатоки утверждают, что существует как минимум 22 совершенно разные техники разбивания кости. Опытные спортсмены разбивают их над головой, за спиной, сидя, лежа и вообще самыми немыслимыми способами.

В 2021 году hээр шаалган официально получил статус национального вида спорта Бурятии и стал особым этнобрендом республики. Фестиваль каждый год набирает обороты. Зрелищность, здоровый азарт и, конечно же, уникальность этого вида спорта привлекают все больше новых участников и зрителей. Фестиваль «Алтан Мундарга» ( «Золотая вершина»), который стал развиваться в Бурятии с 2012года, теперь знают и любят жители всей Бурятии. Он дает возможность прикоснуться к истории, почувствовать дух воинов и при желании самим стать участниками это яркого и зрелищного спортивного мероприятия. 

8888hjghfjdfg5345453453

Традиция ломания кости дошла до нас из глубины веков. С ее помощью бурятмонголы с самого раннего возраста прививали мальчикам любовь к родной земле, уважение к духам местности и семейные ценности. Игра развивала силу и ловкость и входила в своеобразный перечень «девяти наук бурятского мужчины» наравне с такими навыками, как умение бороться, охотиться, стрелять из лука, ездить верхом и плести путы-треножники. Во все времена физическому развитию уделялось наибольшее внимание, оно было залогом выживания в суровых степях Прибайкалья.

В период забоя скота, который как раз приходился на ноябрь-декабрь, в бурятских семьях было принято приглашать всех родственников и друзей на своеобразный пир. Отваривалось коровье мясо, которым потом угощали гостей. Хребтовые кости вываривались отдельно, особо почиталась 12-я кость, которая именовалась «черной». Именно ее подавали самым почетным гостям, и в ней, по верованиям бурят, жила душа животного. После угощения все присутствующие могли поучаствовать в игре по разбиванию кости. Причем участвовали и стар, и млад, не отставали от мужчин и женщины.        

Источник