Бурхан Баабай - хан защитник и покровитель

3216549464654646464
10 рейтинг
1 голосов

Тункинский национальный парк по праву считается одной из природных жемчужин нашей республики.

Суровый и красивый край, как короной, увенчан пиками могучих Восточных Саян и полон природных чудес: водопадов, целебных источников, альпийских лугов. На территории природного парка расположено 40 исторических памятников и 12 памятников природы. Самый известный туристический объект Тункинского района это пик Любви. Но есть здесь объекты не менее интересные и тесно связанные с историей этих мест, одно из них – сакральное место Бурхан Баабай. Именно вокруг него и была создана новая экотропа «Саянай зурхэн» – «Сердце Саян», торжественное открытие которой состоялось в конце февраля. 

Тропа расположена в трех километрах от села Ниловка и проходит вокруг культового места Бурхан Баабай (гора Хайр-Хан). Здесь расположен одноименный дацан – место силы и притяжения. Общая протяженность тропы – 4,6 километра, в том числе с деревянным настилом 2,6 километра. Во время путешествия по экологической тропе посетители национального парка смогут покормить птиц, понаблюдать за дикими животными в естественной среде обитания со смотровой вышки, увидеть редкие орхидеи Тункинского национального парка в период их цветения, а также посетить две смотровые площадки с панорамой Восточных Саян. Здесь расположено 12 беседок, каждая из которых символизирует годы жизни по восточному календарю. Посетители смогут сделать священный круг «гороо» вокруг одного из самых почитаемых мест национального парка. Обустройство экологической тропы стало возможно в рамках федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма». Посетить сакральное место Бурхан Баабай ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира, чтобы познакомиться с красотой этого места. Так в чем же его уникальность? Об этом нам рассказали специалисты Тункинской центральной библиотеки Е. Н. Хусаева, Г. Д. Паданова, Е. Л. Шобонова.  

Побаивались хозяина горы

В девяти километрах от села Хойтогол и недалеко от курорта «Нилова Пустынь» на левом берегу реки Ехэ-Уһан находится песчаная гора. Она возвышается на 180 метров над руслом реки Ехэ-Уһан. Возраст золовых отложений на вершине и подошве горы – примерно 8 – 10 тыс. лет. На этой горе есть место обитания, или место остановки Шаргай ноёна, почитаемое раньше шаманистами. Здесь, у южного склона, шаманы с незапамятных времен проводили свои моления до Октябрьской революции, совершали обряд «Тайлаган» – резали лошадей, баранов.

На вершине горы ламы раз в год также проводили «Обоо тахилга» – это большое моление заканчивалось большим праздником. Население Тунки, особенно жители сел Туран и Хойтогол, очень почитали и даже побаивались хозяина горы, которого называли Шаргай ноён. В народе бытует двойное название – Бурхан Баабай – Шаргай ноён, которое удивляет многих людей, интересующихся стариной, почему же Бурхан Баабай называется еще и Шаргай ноён?

Истоки этого названия, вероятно, следует искать в прошлых столетиях (XVI – XVII вв.), когда формировалась бурятская народность, когда четко и активно проявился бурятско-монгольский шаманизм. В конце XVI – начале XVII вв. в долине Тунки начинают появляться монголоязычные племена, которые бежали от междоусобных войн и феодальных распрей. Осев на новой родине, они восприняли местные культы, особенно хозяев местности, встали под их покровительство, устраивали в их честь обряды жертвоприношения. Монголоязычные племена, уставшие от междоусобиц, хотели мирной жизни, желали разводить скот, вести хозяйство, растить и воспитывать детей. И потому, наверное, в своих фантазиях шаманисты создали героический образ богатыря, спустившегося с небес для борьбы с иноземными захватчиками. Это был Шаргай ноён, глава западных ханов, известный по обе стороны Байкала.

Шаманов попросили удалиться

В начале XVII века в Бурятии начинает распространяться буддизм, разворачивается строительство дацанов, дуганов, появляются ламы. Ламаизм пропагандировал свои духовные ценности и традиции, оказывал влияние не только на развитие культуры, но и на образ и характер жизни. Шаманские представления, обычаи и обряды ассимилировались и подстраивались под ламаистские. Ламы старались вытравить культ шаманизма, отговаривали людей поклоняться тем или иным божествам. Таким образом, ламы обратили в свою веру Буха ноёна – назвали Ринчин ханом. Вероятно, так же они поступили и с Шаргай ноёном, переименовав его в Бурхан Баабай. Итак, Шаргай ноён по воле ламаистов был наречен в Бурхан Баабай.

В 1918 году, рассказывает Ш. Н. Буянтуев, в Тункинский район прибыл Лхарамбабагша Дарма-Лочин из Тибета. Большой гость остановился в местности Шулуушка в доме Жолтоя Шаглуу. Верующие Хойтогола обратились к высокому гостю с просьбой разрешить такой вопрос: «Где лучше совершать религиозные обряды: в местности Тайлгата, где собирались раньше, или на Бурхан Баабай?». Лхарамба-багша проспал три дня и три ночи. Встав, он сказал следующее: «Долго я искал Бурхан Баабай, но не нашел на этой земле. Душа моя вознеслась еще выше, во Вселенную. И там я увидел ослепительный красоты Дворец Бурхан Баабай, который не   пустил в свои покои. Выслушав меня, он разрешил молиться на его месте и повелел построить сооружение (Жалсан ургэл) высотой в 80 локтей восьмилетнего мальчика. Бурхан Баабай повелел заложить туда 9 наименований ткани, 9 наименований драгоценных камней, 9 наименований драгоценного металла». Так и было сделано. На другой день у ставки Бурхан Баабай – Шаргай ноёна Лхарамба-багша провел молебен. Собралось все население из Турана и Хойтогола. Пришли дети, женщины – люди молились на коленях, просили здоровья, добра, благополучия своим детям и внукам.

По рассказам старожилов известно, что все шаманы ушли вниз по Тункинской долине от местности Бурхан Баабай – Шаргай Ноён и не могли более проводить шаманские обряды на этой территории. С этого времени считалось, что господствует ламаистская вера, о шаманах не могло быть и речи. Этого закона верующие придерживаются строго и по сей день.

Лицом похож на русского

В 1922 году был воздвигнут Жалсан ургэл – «символ победы буддийского Учения». Тункинские ламы объявили Шаргай ноёна ламаистским сахюусаном, который прежде был шаманистским хозяином горы. В 1923 году в Тунку приехал художник Хангалов, учившийся в то время в Ленинграде. Остановился в Койморах. Ламы обратились к нему с просьбой нарисовать изображения бурханов. Для этого в Шумак (Булюта Гол) был отправлен житель Хойтогола Базар Шагдуров, который на лошадях привез четыре плоских мягких камня, на которых художник должен был изобразить бурханов. Художник выполнил просьбу, сделал изображение (хурэг) Шаргай ноёна – Бурхан Баабай за 50 рублей серебром (саган мунгэн) и 40 пудов хлеба, муки. На плоском камне был изображен человек с грозным обликом на соловом коне с луком и стрелами – божественный образ хана Шаргай ноёна. Это изображение приводило людей в трепет. Поэтому представители Кыренского дацана Шаргай ноёну дали статус «святого бога всех бурят». А рисунок на камне существовал до 1937 года.

Интерес вызывает тот факт, что, по описанию священной книги, Бурхан Бабаай был лицом похож на русского. Может, в этом факте отразилась та весьма интересная, сложная и противоречивая религиозная ситуация – наличие трех религий: шаманизма, ламаизма, православия в конце XIX – начале XX вв. в Бурятии?

Какие же функции выполнял Бурхан Баабай? Главная из них – военная защита. После установления русско-монгольской границы, когда прекратились набеги монгольских феодалов, у бурят не стало ратных дел. Эта функция постепенно стала забываться, но в годы Первой и Второй мировых войн воинственный образ Шаргай ноёна был возрожден.

Буряты, мобилизованные на войну, и их семьи приносили жертвоприношения своему покровителю. И сейчас молодые люди, призванные для прохождения воинской службы, совершают молебен на Бурхан Баабай, прося, чтобы их покровитель не оставил в беде, оберегал от различных неприятностей. Песок с горы считался оберегом, зашивался в маленький мешочек и находился всегда при теле выше пояса.

Воины-хойтогольцы, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, рассказывают о том, что в критических ситуациях им являлось видение вооруженного Бурхан Баабай, который сидел на соловом коне и указывал, где спрятаться, где пригнуться, где стрелять, а где бежать. Многие бывшие фронтовики горячо уверяют, что Бурхан Баабай спас им жизнь, как в случае с Жигжитом Иригзиновичем Манзаровым, Сэндэ-Аюшей Банжуровичем Дымшеевым.

Шаргай ноёну приписывается и лечебная функция. Мешочек с песком над дверью можно встретить почти в любом доме района. Считается, что он отгоняет нечистую силу, злых духов от дома.

Жители Тункинской долины и весь бурятский народ свято чтят Бурхан Баабай – Шаргай ноёна как покровителя всей Земли и Вселенной. По обычаю богослужение в этом святом месте проводят только люди мужского пола с наследственным правом от известных родов и племен в прошлом. Здесь же расписаны запреты, которые призваны оберегать существующие природные комплексы.

Культовое место Бурхан Баабай признано уникальным историческим, религиозным, культурным памятником в Национальном парке «Тункинский». В 2003 году построена ступа «Намжал», посвященная подвигам Будды. «Намжал» – в переводе с тибетского означает «победа над демоном смерти». Поклонение этой ступе приносит здоровье и долголетие.