Что у нас на голове

дон.jpg
234 рейтинг
27 голосов

При всем многообразии национальных костюмов разных народов, населяющих Дон, общим для всех является головной убор. Вот что довелось услышать от представителей национальных диаспор про то, что они носят на голове.

«Как носил твой отец»

Армяне живут на Дону более 200 лет, соблюдая закон древней армянской поговорки: «Носи шапку так, как носят там, где ты живешь, но помни, как ее носил твой отец». Что донские армяне и делают: уважая традиции соседей-казаков, свято чтут и свои обычаи. Женский головной убор армян интересен и информативен, особенно головной убор невесты. Незадолго до свадьбы в ее доме собирались подруги и родственницы будущей жены. Девушку сажали на стул и расплетали ей косы, надевая головной убор, который носят только замужние женщины. Невесту украшала повязка, которая плотно облегала голову. К повязке пришивались монеты, свисающие на лоб (у кого-то – серебряные, у тех, кто побогаче, – золотые), а затем голову покрывали розовой прозрачной накидкой. По обеим сторонам лица свисали серебряные или вперемежку с кораллом украшения – шарики. Что интересно, и через неделю после свадьбы невеста не могла выйти из дома с непокрытой головой. При этом волосы у нее, как у всякой замужней женщины, обязательно должны были быть собраны.

Связь с Богом

Евреи живут по всему миру, и узнать их довольно легко – по кипе, маленькой шапочке, прикрывающей макушку головы. Сегодня поражает их разнообразие, а в русском языке кипа получила название ермолки, но не от имени Ермолай, а от еврейских слов «боящийся Бога». Кипа на голове означает, что набожный еврей понимает: над ним – великая сила Бога. Головной убор женщины (обычно это завязанный платок) также покрывает ее волосы, таким образом женщина выполняет одну из заповедей: пока волосы ее покрыты, ни с ней, ни с ее детьми ничего не случится. И после замужества волосы еврейки может видеть только муж.

Кому лавр, а кому...

Греков обычно связывают с лавровыми венками – теми самыми, которыми увенчивали головы олимпийских победителей. Лавр у греков обозначал триумф и победу. Венки были посвящены Аполлону и Дионису. Первые римские императоры носили не короны, а именно лавровые венки. И, кстати, такой венок к лицу практически каждому.

Иное дело – костюм понтийских греков, от которых ведут свое начало греки донские. Паслик кефало бесима, особым образом повязанный платок на голове у мужчины, – это убор головы понтийского грека, грека из Турции. Он отличается от небольшой шапочки, покрывающей голову материкового грека в его эллинском (легком) костюме. Костюм понтийского грека считается «тяжелым». Грекам Понта все время приходилось отстаивать свои права на землю у османов. Платок на голову надевается не так просто, как может показаться на первый взгляд: ритуал его завязывания на голове укреплял в мужчине боевой дух, настраивал его на защиту (было, увы, от кого!). И сам костюм черного цвета скорее военизированный: на поясе у понтийского грека обязательно находятся нож и сумка для боеприпасов. Встретив таким образом одетого мужчину, мало кто отважится задеть его, поскольку сам вид говорит о том, что он готов к бою. И танцы понтийских греков в основном хороводные – рука к руке, плечо к плечу, с желанием передать свою веру, свой настрой другому, объединиться.

Часть красоты

Следуя правилам скромности, азербайджанская невеста прячется на свадьбе под двойным покрывалом. Если красота состоит из нескольких частей, то одна из них – обязательно одежда, говорят азербайджанцы. Особое место в азербайджанском костюме занимает шапочка, по ней можно определить, женщина замужем или нет. Незамужние девушки носят маленькие шапочки-тюбетеечки, которые вышиты бисером. Замужняя женщина – тюбетейку побольше, поверх нее надевается шелковый платок. На шапочку невесты надевалась двойная фата. Первая закрывает лицо от мужских взглядов, и никто, кроме жениха, не может увидеть ее красивых глаз. Вторая фата закрывает волосы, потому что замужняя женщина должна прятать свои косы. Но кроме шапочек молодые девушки носят и платки, повязанные в виде чалмы.

Как тюбетейка и узбек

Узбеки (а узбекская диаспора появилась на Дону не так давно) рассказали про тюбетейку как символ Узбекистана. Есть такая пословица: «Мы с тобою связаны навек, как тюбетейка и узбек». Сначала она была прерогативой мужчин, но со временем и женщины, и дети – все обзавелись тюбетейками. Ее черно-белая расцветка символизирует связи человека с космосом, сосредоточение космических сил. Особенно красивы свадебные тюбетейки, расшитые золотом и серебром. 16 узоров тюбетейки символизируют цикл человеческой жизни.

Отняли у чиновников

Голову турка-месхетинца украшает феска – красный колпак (изготовленный, как правило, из шерсти) в виде усеченного конуса, украшенного шелковой кисточкой. Этот головной убор, уверяют члены диаспоры, носили в основном чиновники, но после 1920 года это отменили (одно из революционных деяний Ататюрка, то есть преобразователя страны Мустафы Кемаля), и сегодня феску можно увидеть только в национальном костюме. Небольшая шапочка, украшенная золотым шитьем, – традиционный головной убор, который будущая свекровь уже перед свадьбой надевала на турецкую невестку поверх фаты. Без такого головного убора невеста – не невеста. И прежде чем снять с невесты этот головной убор, жених обязан подарить ей золотое кольцо в знак уважения.

Символ удачи

Поляки носили головные уборы под названием мажоры, в других странах известные как конфедератки. Они имеют восточное происхождение и заимствованы из калмыцкого костюма, уверяли члены «Полонии Дона». Роготывка (она же конфедератка) – четырехугольная шапочка с отворотом, она делалась из ткани и меха, украшалась перьями, пряжками и имела несколько вариантов. Чаще всего украшением служили павлиньи перья, символ богатства и процветания, которые собирались в пучок и крепились у боковой части. Посередине букета из перьев находился букетик цветов. Вороньи перья крепились в знак траура, лебединые перья служили любовным талисманом, а перья ястреба – символ удачливого охотника.

У каждой ленты – свое значение

Украинский венок оказался не так прост. Каждая ленточка в нем имеет свое значение. Красная лента завязывалась первой – это символ земли. Затем следовала желтая лента – символ солнца, затем шли бордовые и фиолетовые ленты – символы богатства и духовности. И обязательно была лента розовая – символ нежности. А на свадьбу каждая девушка надевала венок, в котором должны быть кисти калины, потому что «нет калины – нема Украины» – с этим утверждением связано немало легенд.

Все лучшее

Казачий костюм впитал в себя все лучшее, что было у соседних народов. Казачьи папахи – от горцев, многочисленные платки, повязки и шали у женщин модифицировались в койшонку, шлычку – символ замужней женщины. Этот символ запечатлел в своем романе Михаил Шолохов: «На тяжелом узле волос Аксиньи пламенела расшитая цветным шелком шлычка». Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или прикалывалась блестящей шпилькой. А вообще-то это твердая шапочка, покрывающая волосы, которая в свою очередь покрывалась платком или шальником из прозрачного шелка. Вот и попробуй после всего это- го относиться легкомысленно к тому, что покрывает голову. Дело действительно в шляпе – той самой, которая является неотъемлемой частью лучшего, что создала каждая культура: национального костюма