Добраться до легендарного водного Транссиба: как сегодня выглядит Обь-Енисейский канал и как живут кержаки-староверы?

Новый городок
Массовых организованных туров на Обь-Енисейский канал нет. Товар это штучный. Можно, конечно, найти компанию, которая согласится доставить вас к остаткам шлюзов. Есть и другой вариант: отправиться в тайгу самостоятельно. А посмотреть в лесах есть что и помимо упомянутого гидротехнического сооружения. Добраться до Обь-Енисейского канала можно из двух точек, либо со стороны Томской области, либо – Красноярского края.
Наш путь начинается из Красноярска. И первым делом необходимо добраться до Енисейска. Сделать это можно по суше – на машине или автобусе по Енисейскому тракту, либо, если на дворе лето и идёт навигация, на теплоходе, отчаливающем с речного вокзала.
Сделать остановку в Енисейске стоит обязательно. В 2019 году он отметил своё 400-летие. Исторический центр города известен своими старинными храмами и зданиями. С 2000 года эта часть Енисейска включена в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Летом до притока Енисея реки Кас можно добраться на вертолёте, который выполняет два рейса в неделю — в понедельник и пятницу, зимой, когда водоёмы затянуты льдом, — на транспорте. Вертолёт облетает сразу несколько деревень Енисейского района. Параллельно доставляет и забирает пассажиров, груз, почту до мест назначения. Полный круг Енисейск-Новый Городок-Ярцево-Александровский Шлюз-Безымянка-Луговатка- Безымянка-Александровский Шлюз-Ярцево-Новый Городок-Енисейск вертолёт совершает за шесть часов.
Первую остановку авиасудно делает через час после взлёта. За время полёта над бескрайними лесами на протяжении сотен километров не встречается ни одно поселение. И внезапно мы оказываемся в Новом городке.
Своим появлением этот посёлок обязан леспромхозу. В Советское время успехи бригад, работавших в енисейской тайге, гремели по всей стране: фотографии передовиков красовались на первых страницах газет.
Одной из таких звёздных бригад руководил Григорий Стариков. О трудовых подвигах он не распространяется. Мол, ничего экстраординарного не делал. Как и все работал, выполнял план и перевыполнял его. Стахановское движение, признаётся, сильно мотивировало.
Скромность бывшего лесозаготовителя легко понять. Это в 30-40-е годы валка леса, а потом и его сплав по Касу к месту впадения в Енисей в основном требовали ручного труда. В 50-е годы леспромхозы перешли на механизированную валку и раскряжёвку деревьев, а на смену лошадям пришли тракторы и спецмашины, а сплавлять лес начали с помощью буксирных катеров.
Сегодня от былого величия в Новом городке ничего не осталось. Леспромхоз закрылся. Несколько лет назад прекратил работу единственный детский сад. Поговаривают, что средняя школа скоро станет начальной. Население уменьшается, молодёжь уезжает. Из рабочих мест только несколько магазинов, почта, уже упомянутая школа, да котельная, её отапливающая. Жители посёлка сами выращивают овощи, содержат скот, собирают грибы и ягоды. Тем и живут.
С Нового городка и начнётся наше знакомство с речным Транссибом. Двигаться в сторону Томской области будем по песчаным дорогам, идущим вдоль Каса. Быть нашим проводником согласились местный житель, лесник Виктор Горбунов и давно уехавший, но иногда приезжающий на родину красноярец, мой отец, Константин Мужщинский.
Гостей поселка местные видят сразу, обязательно останавливаются, чтобы поговорить.
По сути, населённые пункты на Касу начинались с плотбищ — это место, где жили лесозаготовители малых артелей, а затем — лесоучастков. На Касу насчитывалось 12 таких плотбищ. Восьмое со временем выросло в Новый городок. В местной школе есть небольшой музей про историю посёлка.
Архивные сведения очень скудные. Сохранились фотографии советских времён с заготовки древесины на верхнем складе, да несколько копий официальных документов.
В местной школе есть небольшой музей про историю поселка.
Из них можно узнать, что в апреле 1957 года исполком Ярцевского районного совета принял решение об открытии начальной школы на плотбище совхоза Городок, и уже первого сентября она приняла первых учеников. Первая восьмилетняя школа в Новом городке была открыта в 1965 году на базе Шерчанской семилетней и Плотбищенской (Касовской) начальной школ. Сегодняшнее здание школы построено в 1981 году. С 1965 по 2000 год здесь выпустилось 448 человек.
Документ об образовании Новогородокского сельсовета
В музее хранятся фотографии выпусков разных годов. Вот, к примеру, показывает Константин Мужщинский, фото его выпуска 1976 года. В классе было 20 человек, это очень много, сейчас во всей школе обучается около полусотни ребятишек.
Касово (Девятое плотбище)
Где-то на 7 километре от Нового городка находится, как называют местные на старый лад, Девятое. Это посёлок Касово. В 1966 году Девятое плотбище вместе с посёлком Новый городок объединили в Новогородокский сельсовет. Это был расцвет посёлка. Уже в конце 70-х жители начали массово уезжать отсюда. Многие перебрались в Новый городок вместе со своими домами. Те строения, что остались, уже практически развалились. Природа уверенно возвращает свои права на эту территорию.
Люди покинули Касово несколько десятилетий назад.
- Вот тут был наш дом, — рассказывает Константин Мужщинский, перед переездом в Красноярск он провёл здесь детские и юношеские годы. На местности ориентируется по памяти. Ведь от деревянного дома ничего не осталось. — Вот тут стайки были. Всё вокруг было перерыто, мы с друзьями повсюду делали землянки. Потом мода на лабазы пошла. Следы их ещё видны на деревьях. В детстве, помню, поджигу сделал —мушкет — и выстрелил из него. Вот следы дроби на стенах туалета. О, уже двери на туалете нет. Однажды приехал сюда, а туалет упал. Поднял его, укрепил. Вот стоит до сих пор. А за туалетом должен быть тайник.
Туалет - все, что осталось от дома Константина Мужщинского.
Первая попытка откапать тайник провалилась, место не то. Но со второй, под корягой — клад найден.
— Мы с другом Колькой Горбуновым стащили почтовый ящик и закопали его, - рассказывает Константин.
И хотя Касово давно исчезло с лица земли, этот пункт до сих пор числится на некоторых картах Красноярского края. Интересно, что люди жили здесь до 2010-х. Недалеко от бывшего посёлка сформировалась своеобразная заимка, куда приезжали старики-староверы. От некогда людного староверческого поселения теперь тоже ничего не осталось. Дедушек и бабушек уже нет в живых. Их могилы, безымянные, как того и требует вера, находятся недалеко от домов в лесу. Осиротевшие строения потихоньку клонятся к земле. Где-то крыша вот-вот рухнет, какие-то уже смыло Касом, меняющим своё русло, часть построек висит над пропастью. Ещё одно половодье, и их смоет вместе с предметами утвари, журналами, книгами, личными вещами, напоминающими, что когда-то тут жили люди.
Клабище староверов около поселка Касово.
Неизвестные захоронения в енисейской тайге встречаются повсюду.
— Раньше было много высоких крестов, там были похоронены ссыльные литовцы, — вспоминал Константин Степанович. — Бывало, что в сильный ветер эти кресты от старости падали с грохотом. После реабилитации литовцы уехали отсюда, многие увозили с собой и останки предков.
Кстати, гуляя по тайге, многие могилы можно и не заметить. Некоторые направления староверчества не то, что не велят на крестах вешать фотографии и писать имена, но и вообще хоть как-то обозначать место погребения. Похоронили человека, положили сверху ветку и всё.
Постоянных жителей сегодня нет не только на Девятом, но и других доживших до сегодняшнего дня плотбищах. Так, строения есть на Одиннадцатом и Двенадцатом. Это такие своеобразные дачи, вахтовые пункты, куда бывшие жители приезжают, чтобы отдохнуть, заняться сбором грибов и ягод в период заготовки, да поохотиться на местную дичь.
Карта-схема 9-ого плотбища (деревни Касово), составленная новогородокскими краеведами.
Васькино озеро
Следующий пункт остановки — Васькино озеро. Пока наш проводник проверяет сети на предмет улова, мы гуляем вдоль водоёма. Наша цель — встреча с дедом Василием. Познакомились с ним более десяти лет назад. Он родом из Томской области, в начале 2000-х пешком пришёл в Красноярский край и поселился рядом с озером. Живёт один. Если раньше деда встречали около дома, делает что-то по хозяйству, то в этот раз пришлось зайти в дом. Быт очень скудный, аскетичный, спартанский. По центру комнаты стоит печка, у окна стол с религиозными книгами разных размеров, на стене весит одежда. В углу — иконы. И тут же сидит хозяин дома.
— А, Коська, здравствуй, — узнаёт одного из проводников Василий.
Дед Василий
Попытку сделать фотографию дед Василий сразу отверг. Начал отворачиваться, закрывать лицо рукой. Не положено. Нельзя ни самому фотографироваться, ни снимки книг религиозных делать. Многие староверы чтят правила, передаваемые из поколения в поколение. Согласно одному из них, видеть себя на фотокарточке — беса тешить. По их вере, при крещении господь награждает каждого душой, которая обволакивает человека своеобразным невидимым облачком и тем самым оберегает от дурного. Фотография же, копируя оригинал, эту защитную душу-оболочку утоньшает, тем самым превращая человека в жертву и оружие сатаны.
Васькино озеро
К сожалению, разговор получился недолгим. Время берёт своё. У деда проблемы с ногой, передвигается сейчас мало. Говорит тихо и невнятно. Помогают охотники, которые приезжают проверять сети. Ну как помогают — привозят провизию. От лишнего вмешательства в свою жизнь староверы отказываются. Достижения цивилизации Василий не признаёт. К врачам ехать не собирается. Что богом уготовано, того не миновать.
Прощаемся с дедом, говорим: "Бог в помощь!" Отправляемся дальше.
Дом на берегу озера, где живет отшельник Василий.
...О расколе церкви и гонениях на староверов написано много.
Если верить архивам, староверческие скиты на притоках Оби и Енисея, а также Лены, по Забайкалью и вдоль Амура стали активно появляться после событий в Таре. В 1722 году этот городок на Иртыше отказался от присяги на верность императору, так как старообряцы были против, как они сами выразились «Петра-антихриста» и Синода, принявшего указ о нарушении тайны исповеди. Допросам и страшным пыткам подверглись более тысячи тарцев, многих колесовали и четвертовали, сотни людей были избиты кнутом и сосланы на каторжные работы.
«По водоразделу между Обью и Енисеем ещё в начале XVII века первопроходцы с Оби угодили на Кеть и, двигаясь на восток, против течения вышли на Маковский волок, поставили зимовье (старинное нынче село Маковское), откуда перебрались к Енисею, где и возник Енисейский острог, сегодняшний Енисейск, — пишет в своей книге «Староверы: Документы. Письма. Встречи» Михаил Перевозчиков. — Вспомните Аввакума: неистовый протопоп здесь бывал, оставил незабываемый след; именно на Кети обнаружены первые таёжные скиты-монастыри.
В конце прошлого века единоверцы Аввакума оказались свидетелями таежной стройки, сулившей немалую выгоду енисейским купцам. По междуречью Кеть-Кас начали рыть канал, через систему озер и шлюзов соединивший Обь с Енисеем. Староверы, кого потревожила стройка, скрылись глубже в тайгу, по соседним притокам».
Следующая волна переселенцев в эти края случилась в 30-е годы, когда из Нарымской и Калыванской тайги на Енисей потянулись старообрядцы, потревоженные раскулачиванием, так называемые станки заполнялись всяческим людом.
«После гражданской войны страну ещё лихорадило от разрухи, срочно требовалась валюта и выход на мировой рынок, — описывает события тех лет Михаил Перевозчиков. — Чем могла торговать с зарубежными странами обездоленная Россия? Только природным богатством, в первую очередь — лесом. Где больше всего дармового леса? Конечно, в Сибири. «Даешь лес!» — под таким лозунгом сюда хлынули безработные, следом — спецпоселенцы, кого везли и вели под конвоем. Тысячи пахарей, силком оторванные от земли и своих хозяйств, вынужденно оказались на берегах Оби, Енисея, Лены, по их притокам. Великое переселение! Енисейский тракт, например, по которому гнали на север кулацкие семьи, таит по обочинам сотни безвестных могил, каторжный путь усыпан костями: не выдерживая тяжкой дороги, в первую очередь умирали дети и старики...»
Тогда среди местных даже появилось такое название, как Ярцевский ссыльный регион. Кроме спецпоселений, здесь были и лагпункты, входившие в состав Сибирского управления лагерей особого назначения (СибУЛОН).
Вот так в сибирской тайге сформировался необычный симбиоз: рядом научились сосуществовать староверы, переселенцы, спецпоселенцы, ссыльные. Те, кто строже соблюдает веру, поселились подальше от растущих деревень и посёлков, минимизировали контакты с внешним миром. Те, кто не готовы отречься от всего и уйти в глушь, остались в поселениях и продолжали соблюдать традиции староверов, пусть и не в таких жёстких формам, как отшельничество, отказ от медицины, паспортов.
Религиозные книги на церковно
В том же Новом городке потомки староверов не признают церкви, у каждого в доме свои книги и иконы в углу. Они молятся, соблюдают посты, но посредники в общении с богом им не нужны. Люди приходят к вере в разном возрасте. Кто-то с детства молится, есть такие, кто начинает это делать под старость, а некоторые даже уходят в таёжную глушь в скиты. Женщины — в женские, мужчины — в мужские.
Что поражает в этих людях, так это соблюдение требований веры и трудолюбие. Иначе в тайге не выжить. Будучи ребёнком, был на Девятом в середине девяностых, тогда там ещё жили люди. Мы, десятилетки, считали причудой жесты стариков. Помню, забежали детворой в дом, зачерпнули из бочки ковшом воды, да попили. Увидев это, бабушка, звали её Маня, сразу схватила ковш и со словом «поганый» выкинула его. У староверов у каждого своя посуда, другой прикасаться к ней не имеет права. Хочешь воды, зачерпни в ковш, налей в свою кружку. Кажется странностью, но учитывая тот факт, что живёшь ты в глухом лесу и помощи в случае болезни ждать неоткуда, то такое настойчивое соблюдение правил гигиены вполне оправдано.
Правда, корни многих традиций нынешние староверы уже не помнят. Хотя и продолжают их соблюдать.
«Среда — особый день, — говорит живущая в Новом городке тетя Люба. — Какой такой смысл скрывается нём, не знаю. Моя мама знала, могла бы объяснить, если б была жива».
Интересно, что не у всех староверов есть строгий запрет на алкоголь. Как они говорят: «даже в писании написано, что чашку для здоровья принять можно».
В уже упомянутой повести «Стародуб» писатель Виктор Астафьев корит старообрядцев за то, что они забыли свои настоящие ценности, а сохранили лишь внешние атрибуты веры. Возможно, справедливое замечание. Но с другой стороны — можно ли критиковать тех, кто оказался в енисейской тайге вынужденно? Неудивительно, что для некоторых кержаков вера стала не столько опорой, сколько способом изоляции от внешнего мира. Способом сохранения себя. Способом выживания...
Кстати, таёжные староверы — хранители разных ответвлений старообрядческой веры. Из тех, что на слуху — поповщина и беспоповщина, но есть еще множество их вариаций, к примеру, странники, кержаки. Константин Мужщинский причисляет себя именно к последним — к кержакам. Его родители в середине прошлого века бежали в Сибирь от голода из Пермской области.
Но, вне зависимости от ответвлений, все читают одни книги, правда, воспринимают их и трактуют с отличными нюансами. Эти уникальные книги передаются из поколения в поколение. Многим фолиантам не одна сотня лет. Листы, исписанные церковнословянским языком, обрамлены массивными кожаными переплётами, закрывающимися на металлические застёжки. Если где-то за время использования книг страницы пришли в негодность, написанное не читается, то утраченное бережно восстанавливается, причём вручную.
Александровский шлюз
Первый шлюз Обь-Енисейского канала со стороны Енисея - Александровский.
На месте слияния Малого и Большого Каса расположено поселение Александровский шлюз. Это конец нашего путешествия. Мы приехали сюда, чтобы посмотреть начало рукотворной части Обь-Енисейского канала. Точнее то, что осталось от Александровского шлюза.
Александровский шлюз расположен в одноименной деревне, где до сих пор живут люди.
Чтобы соединить приток Енисея Кас и приток Оби Кеть в конце XIX века создали систему шлюзов и каналов, укрепили откосы.
Это уникальное гидротехническое сооружение в прямом смысле слова построено при помощи топора и лопаты. Длина водного пути составляет около одной тысячи километров, это если мерить от Оби до Енисея. Из них рукотворная часть канала составляет около 150 километров — это участок от Большого Каса до Кети, где рабочие построили шлюзы, местами выполнили спрямление русел. Строители соединили Малый Кас с озером Большое, реками Язевая, Ломоватая, Озерная. Канал открыли в 1893 году, и он сыграл свою роль в доставке грузов для строящегося Транссиба. К сожалению, пропускная способность канал была невелика, он мог принять только мелкие суда. Да и протянутая южнее железная дорога оказалась удобнее. В итоге в начале XX века водным путём почти перестали пользоваться. Царские власти планировали провести реконструкцию, но случилась первая мировая война, а затем революция.
В годы Великой Отечественной войны речники перебросили по каналу караван судов. Как рассказывает новосибирец Александр Осипов (его отец гидротехник и прораб Николай Осипов был одним из участников экспедиции по проводке судов в 1942 году через Обь-Енисейский канал), речникам пришлось преодолеть немало трудностей.
«Началась экспедиция в конце зимы с того, что на канал ещё по снегу была отправлена специальная бригада для закрытия двух плотин; сама же проводка судов, стартовавшая в мае, длилась более четырёх месяцев, — говорит он. — А речники при движении каравана были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины, а даже строить временные запруды. Известно и то, что пароходы пришлось частично разбирать (снимались обносы т убиралось одно ходовое колесо и кожух), а продвигались суда иногда за день лишь на сотню метров, да и то благодаря только пароходному шпилёнку да шестам.
В рассказах участников экспедиции не раз вспоминалось о самом трудном эпизоде — прохождении стана Марьина грива. В этом месте караван задержался на более чем 20 дней, поскольку пришлось дважды сооружать достаточно большую запруду, а на её строительство ушёл весь вблизи растущий березняк. Да и на Касовском шлюзе, в прокопе, речникам казалось: «Всё кончено, застряли! Придётся каравану ждать высокую весеннюю воду». Но обошлось, справились, прошли и это страшно мелкое и «гнилое» место».
Карта экспедиции 1942 года из книги А.Н. Осипова "Последний караван Обь-Енисейского канала"
Сейчас от сооружения остались одни развалины. При этом некоторые откосы, выполненные из лиственницы, ещё держат берег. В ветхом состоянии находятся и остальные шлюзы, ведущие в сторону Томской области.
Несмотря на свою уникальность Обь-Енисейский канал полноценным турмашрутом не стал. Ринуться в глухую тайгу, где нет никакой инфраструктуры, где летом много комаров и мошкары, готовы немногие. Мероприятие это только для самых увлечённых.