Хозяйка северного дома

дом
1669 рейтинг
168 голосов

Она могла бы остаться в родном поселке или обосноваться в городе, но выбрала тундру. Об особенностях кочевой жизни рассказывает ветеран оленеводства Марина Витязева.

Мелькает в умелых руках иголка – не уследишь взглядом. Ложится стежок за стежком, на подходе – очередная пара бурок. Владельцу такой обуви – из лап оленя – зимой никакой мороз не будет страшен. Сколько бурок, кисов, малиц, сарафанов, кофточек сшила за свою жизнь, Марина Витязева подсчитать не берётся. Много. В тундре магазинов и ателье нет, женщины испокон веков сами изготавливают одежду и обувь для своей семьи.

– Шитьё – моё любимое занятие, не оставляю его и в Салехарде. Сюда перебрались с мужем год назад после выхода на заслуженный отдых. На пенсию ушли не сразу, ещё какое-то время работали, – замечает мастерица. – Принадлежности для рукоделия храню в деревянном куде (с коми-зырянского языка – короб или шкатулка). Сколько ему лет, точно не знаю, он довольно старый, муж уже ремонтировал. Куд подарила мне на свадьбу мама Ульяна Алексеевна Вокуева. Со свадьбы и началась моя кочевая жизнь.

С симпатией и хозяйственным расчётом

Все её предки были оленеводами, только родители осели в Белоярске Приуральского района. Отец трудился рыбаком, мама – фельдшером в участковой больнице. Марина после школы устроилась в детский сад нянечкой и так бы и жила в посёлке, если бы не вышла замуж за оленевода. Стала чумработницей, и получается, что продолжила дело своих бабушек. Отработала 27 лет, получила почётное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства ЯНАО».

Муж Василий Феофанович отдал отрасли больше 30 лет, он – ветеран труда, заслуженный оленевод ЯНАО, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации. Вместе супруги уже 28 лет. Живут в любви, согласии и взаимопонимании. Причём семью создавали, как и родители, придерживаясь старинной коми-зырянской традиции. Согласно ей, невесту жениху выбирают старшие родственники. Когда Василию при- шла пора жениться, его бабушка Елена посоветовала семье обратить внимание на Марину. Мол, девушка и симпатичная, и трудолюбивая, рукодельница опять же.

– Впервые мы увиделись в день сватовства. Василий мне понравился сразу. На четыре года старше, он уже отслужил в армии, работал в совхозе «Салехардский». Да и я ему, видимо, тоже приглянулась, иначе бы не поженились, – вспоминает Марина Кирилловна. – О любви у нас громко говорить не принято, она выражается в делах, поступках. Я постоянно ощущаю его заботу, и он знает, что всегда и во всём ему помогу.

Свадьба состоялась через год после сватовства. Такой подготовительный период – тоже дань традиции. За это время невесте в приданое сшили малицу, кисы, сарафаны, кофточки и передники. Расписались молодые в феврале. По словам Марины Кирилловны, брак коми-зыряне могут заключить в любое время года, за исключением дней православных постов, однако свадьбы всё же стараются играть зимой – в период от Крещения до Масленицы, это время в тундре более свободно от хозяйственных забот.

Крепкий тыл

Через несколько дней после свадьбы Витязевы отправились в бригаду, в которой работал Василий. Раньше между Салехардом и стойбищами летал самолёт Ан-2, на нём и добрались. Кочевой жизни девушка не боялась, на школьных каникулах нередко гостила у тёти в тундре и знала, как устроен быт. К тому же свекровь Людмила Галактионовна, свёкор Феофан Архипович и золовка Марина всегда были готовы подсказать, поддержать, учили невестку всему, что знали и умели сами.

– Мужчине без женщины в тундре трудно, – рассуждает Марина Витязева. – Пастухи с утра до вечера и в дождь, и в мороз, и в зной находятся в стаде, целый день на ногах. Как устают, словами не передать. И каково это – возвращаться в холодный и пустой чум, а утром опять идти работать. А хозяйка и еду приготовит, и одежду постирает, и обувь высушит. Женщина создаёт домашний уют, хранит семейный очаг, воспитывает детей.

У супругов родились четыре дочери – Светлана, Анастасия, Альбина и Елизавета. До школы они кочевали вместе с родителями, а с семи лет жили у бабушки в Белоярске, но все каникулы проводили рядом с отцом и матерью, помогали им по хозяйству.

– Детей перевозили в традиционной коми-зырянской люльке, которую передала мне родственница. Такую люльку делают из дерева, обычно она овальной формы с плоским дном. Обшивают её сукном, оленьей шкурой. На дно укладывают просушенный мох, он хорошо впитывает влагу, так что никаких подгузников не надо. Поверх мха – подшейный волос оленя, он длинный и тёплый. После использования мох выбрасывают, а кусочки меха хорошенько встряхивают, выбивают о снег и сушат.

Хорошо поработали, весело отдохнули

Об особенностях кочевой жизни Марина Кирилловна рассказывает не в первый раз. Их бригада нередко принимала у себя российских и иностранных туристов, журналистов. Гости всегда удивлялись идеальной чистоте в чумах, спрашивали, как хозяйки стирают, на чём готовят, откуда продукты берут.

– С дровами мужчины помогают, но во время летовки заготовкой занимаются женщины. Летовка – жаркая пора, надо постоянно отходить от стойбища на несколько километров, менять места выпаса, чтобы олени вдоволь наелись, нагуляли жирок. Особенно непросто пастухам приходится, когда наступает грибной сезон. Олени в поисках грибов – своего любимого лакомства – разбегаются, их надо постоянно караулить, спасать от хищников.

Воду женщины берут из ближайших водоёмов, зимой топят снег или лёд, специально ездят за ним с мужчинами на какое-нибудь озеро, выдалбливают и складывают в мешки, чтобы запас был. Таз или ванночку с нарт занесёшь, печку посильнее натопишь, воду нагреешь, полог опустишь – и можно мыться. Баню мы обязательно раз в неделю устраивали. Туалета, конечно, нет, но можно отойти в лесок или за пригорок, чтобы чума не было видно.

В одном чуме могут жить несколько семей, мы, например, жили с родными Василия двенадцать лет, потом свой поставили. Перед сном чум превращается в «многокомнатный», хозяйка разворачивает пологи из материи, прикреплённые к шестам, получаются перегородки – комнатки, а утром опять их сворачивает и закрепляет. Туристам такая жизнь в диковинку, говорят, что в совершенно иной мир попали, но это наш традиционный уклад.

Разговор про быт плавно перетекает в разговор про праздники. По словам собеседницы, зимой у коми-зырян праздничными считаются дни с 7-го по 19 января. В этот период вся работа сводится к минимуму, женщины заранее заготавливают дрова и воду, много стряпают. Запрещено кроить и шить новую одежду, можно только ремонтировать. В эти дни оленеводы совершают такой старинный обряд, как топтание святочной нечисти – вежа пуляк. Запрягают оленей в нарты и ездят по тундре, топча полозьями чёртиков.

Большое значение у коми-зырян имеет Ильин день, или Илля лун, отмечают его второго августа. Считается, что в этот день заканчивается лето и начинается осень, а значит, наступает время готовиться к перекочёвке стад на зимние пастбища. Окончание летнего выпаса мужчины отмечают гонками на оленьих упряжках. Женщины прибираются в чуме, надевают свои лучшие наряды, готовят праздничный обед.

Рассказывая об обязанностях хозяйки северного дома, Марина Витязева признаётся, что ни разу не пожалела, что выбрала кочевую жизнь. Тундру она любит всем сердцем. За бескрайние просторы и чистый воздух, гомон птиц и опьяняющий запах трав. Сейчас она ездит в тундру только в гости и каждый раз с грустью расстаётся с ней.