Иляу (Муравейник)

logotype_Tamir_4xIN9vu
10 рейтинг
1 голосов

"Иләү" ("Муравейник")

Бетеү (Оберег, амулет)

Тапшырыуға йәш сикләүе юҡ. (Передача для детей 0+ )

Ведущая: Һаумыһығыҙ, дуҫтар! (Здраствуйте, друзья!)

Дети: Сәләм! (Привет!)

Ведущая : Килегеҙ, “Иләү”ҙе башлайбыҙ. Һеҙҙе Зөлфиә апай, Гүзәл һәм Арыҫлан сәләмләй.

(Идемте, "Муравейник" начинается! Вас приветствуют Зульфия апай, Гузель и Арслан! )

Муз

Гузель: Бына … Матурмы? (Вот… Красиво? )

Арслан: Ә…. Беләҙекме ни? (А-а-а… Браслет что ли? )

Гузель: Ябай түгел ул, тылсымлы. (Да. Он не простой, а волшебный.)

Арслан: Ҡыҙҙар шул булыр инде, ҡабартырға ғына торалар.

(Почему девочки любят все преувеличивать?)

Гузель: Ышанмаһаң, Зөлфиә апайҙан һора. (Если не веришь, спроси у Зульфии апай. )

Арслан: Зөлфиә апай, ысынмы? (Зульфия апай, это правда?)

Ведущая: Гүзәл әйткәс ысын инде. (Если Гузель так сказала, значит правда.)

Арслан: Һин гел ҡыҙҙарға яҡлашаһың. (Ты всегда на стороне девочек!)

Ведущая: Юҡсы, мин һеҙҙең икегеҙҙе лә берҙәй яратам. Шуға бына ошо беләҙектәрҙе эшләнем. Гүзәлгә лә, һиңә лә, Арыҫлан. Бына, күрәһеңме, мин уларҙы төрлө төҫлө ептәрҙән үрҙем. Һәр төҫтөң үҙ мәғәнәһе бар. Бына ҡыҙыл төҫлө еп – ул кешеләрҙе яуызлыҡтан, насар уйлы кешеләрҙән һаҡлай. Аҡ еп – уҡыусылар өсөн, сөнки ул белемде еңелерәк үҙләштерергә ярҙам итә, хәтерҙе яҡшырта. Зәңгәр төҫлө еп – кешегә оҫта итеп һөйләргә, кешеләр менән аралашырға булышлыҡ итә. Шул ептәрҙе ҡушып үрелгән беләҙек һеҙҙе ҡурсалаһын, ярҙам итһен өсөн.

( Я вас обоих люблю одинаково. Поэтому решила сделать эти браслеты. Гузель мне помогает. Видишь, мы их плетем из разноцветных ниток. У каждого цвета есть свое значение. Например, красная нить – защищает от злых и плохих людей. Белая нить – для учащихся, она помогает легче усваивать знания, улучшает память. А нити голубого, синего цветов помогают человеку красиво говорить, общаться с другими людьми. Я делаю их дя того, чтобы заплетенные из этих ниток браслеты вас оберегали и помогали.)

Арслан: Белдем! Был бетеү була бит! (Понял! Это же амулет!)

Ведущая: Эйе, шул, бетеү була. Мин һеҙгә, малайҙар һәм ҡыҙҙар, бөгөн бетеү хаҡында һөйләйем.

( Да, амулет. Мальчики и девочки, я сегодня вам расскажу про амулеты )

Кешеләр элек-электән үҙҙәрен һәм яҡын кешеләрен яман көстәрҙән, күҙ тейеүҙән һаҡларға тырышҡан. Башҡорттарҙа һаҡланыу сраларының береһе – бетеү булған. Бетеү – боронғо төрки һүҙе. “Яҙыу” тигәнде аңлата.

( Издавна люди стремились защитить себя и своих близких от злых духов, сглаза. У башкир одним из таких способов было изготовление оберега – бетеү. Бетеү - “оберег, амулет” - древнетюркское слово. Означает - “письмо, надпись”)

Гузель: Ә унда нимә тип яҙғанғандар? ( А что там писали?)

Ведущая: Ғәҙәттә, доғалар, Ҡөръән сүрәһенән, аяттан өҙөктәр яҙылған. Ҡөръәндең нимә икәнен беләһегеҙме?

(Обычно, написаны молтивы, тексты из Корана. А знаете что это Коран? )

Арслан: Мин беләм! Ҡөръән – изге китап. (Я знаю! Коран – священная книга!)

Ведущая: Эйе, дөрөҫ. Мосолмандарҙың изге китабы. Шуның өсөн дә әүлиә, ишандар әҙерләгән бетеүҙәр ҡәҙерле булған. (Да, правильно. Священная книга мусульман. Поэтому были дороги амулеты, изготовленные святыми и ишанами. )

Шулай итеп, бетеүҙең яҙыуы – ул һаҡланыу доғаһы. Доғаны күк, ҡара сепрәк, йә күн менән өскөлләп көпләп тегеп ҡуйғандар. Шунан әҙер бетеүҙе кейемдең ҡултыҡ аҫтына, яғаһына, баш кейеменә теккәндәр йәки еп менән муйындарына тағып йөрөр булғандар.

(Итак, надпись в амулете – это охранительная молитва. Бумага складывалась треугольником, заворачивалась в тряпочку синего, черного цвета или в кожу, зашивалась. Потом готовый амулет прикрепляли к одежде, головному убору или на шнурке надевали на шею )

музыка

Элек яңы тыуған балаға кендек инәһе ҡораманан, йәғни өсмөйөш туҡыма киҫәктәренән бетеү-күлдәк тегеп кейҙергән. Шулай уҡ бетеүҙе сәңгелдәктең дүрт мөйөшөнә элеп ҡуйғандар .

(Раньше новорожденному ребенку повитуха сшила из треугольных лоскутков рубашку-оберег. Также оборег вешали по четырем углам колыбели)

Балаһы тормаған кешегә бетеү юрған теккәндәр.

(Человеку, у которого умирали дети, шили обережное одеяло.)

Гузель: Бетеү юрған? Ҡыҙыҡ. Ә ниндәй булған ул? (Обережное одеяло? Интересно. А какое оно? )

Ведущая:Бындай юрғанды ла өс мөйөшлө туҡыма киҫәктәренән теккәндәр. Ҡорама тип тә йөрөтәләр уны.

(Такое одеало шили тоже из треугольных кусочков ткани. Еще его называют "корама"- лоскутное одеяло. )

Арслан: Әә, минең күргәнем бар. Өләсәйемдә бар ул. (Я видел такое одеало у бабушки. )

Ведущая: Өсмөйөшкә оҡшаған семәр – бетеүсә лә һаҡлау көсөнә эйә. Ҡыҙҙар бетеүсәләп, нағышлап ҡорған, япма, яҫтыҡ тышы теккән элек. (Узор в форме треугольников "бетеусэ" также обладает обережной силой. Девушки вышивали занавески, покрывала, наволочки, украшая их обережнымы узорами)

Туйға майҙа ҡайнатып бетеүсә бешергәндәр. ( На свадьбу готовили в масле "бетеусэ" )

Арслан: Уны ашарға яраймы ни? (Его можно есть?)

Ведущая: Әлбиттә! Ул бит тәмлекәс! Бауырһаҡ кеүек, тик өсмөйөш.

(Конечно! Это же печенье! Как баурсак, но треугольное)

Гузель: Ҡош теле! (Хворост! Похож на птичий язык! )

Ведущая: Эйе, оҡшап тора. Бетеүҙең нимә икәнен, ни өсөн кәрәклеген аңланығыҙмы инде? Ҡана, Арыҫлан, ҡулыңды һон, һиңә лә тағып ҡуяйым. Булды.

(Да, похож. Теперь вы поняли что такое амулет и для чего он нужен? Дай руку, Арслан, тебе тоже привяжу амулет. Вот так.)

Арслан: Рәхмәт! (Спасибо! )

Гузель: Килешеп тора! ( Тебе идет!)

Ведущая: Эйе, килешеп, һаҡлап та тора. Ә хәҙер әкиәт тыңлап алайыҡ. Беҙ бөгөн "Ҡарт айыу менән төлкө" тигән башҡорт халыҡ әкиәтен тыңлайбыҙ.

(Да, и красиво, и оберегает. А теперь послушаем башкирскую народную сказку "Старый медведь и лиса". Сказку читает Нагим Нургалин )

Медведь состарился и уже не мог охотиться на коров, залезть на дерево, чтобы добыть мед и тогда он решил разводить кур. Взял он кур, стал ухаживать. Появилось много цыплят. Но у них не было насеста для ночевки. Поэтому цыплят то и дело уносил коршун. Чтобы избежать этой беды, медведь решил сделать курятник. Услышав это подошла к медведю лиса:

- Я ведь хороший плотник, - сказала она. - Могу построить тебе чудный курятник.

Медведь очень обрадовался и поручил лисе построить курятник. Лиса его быстро построила. Медведю курятник очень понравился: крепкий, высокий, есть и кормушка для зерна, и насест хорошо висит, даже есть гнездо для кладки яиц.

За хорошую работу медведь щедро угостил лису несколько дней, отдал ей в дорогу моного гостинцев.

Но дело не пошло: куры по-прежнему терялись с каждым днем. Измучившись, медведь нанял волка, чтобы стеречь кур. Волк в первый же день поймал ту самую лису, которая построила курятник. Оказалось, что куры были похищены этой злодейкой. Проклятая лиса, оставив скрытное отверстие, оттуда выдергивала кур.

- Хитрая, за это я тебя накажу! - сказал медведь и отдал ее волку.

Итак, после этого медведь успокоился, а волк наелся.

Ведущая: Оҡшанымы әкиәт? (Сказка понравилась?)

Гузель : Эйе! (Да! )

Арслан: Ҡыҙыҡ әкиәт. ( Интересная сказка)

Ведущая: . Ә хәҙер хушлашырға ваҡыт. Тапшырыуҙы Зөлфиә Даянова менән Азат Рәхимов әҙерләне. Беҙгә Гүзәл Мостафина менән Арыҫлан Ҡырымсурин ярҙам итте.

(А теперь пора прощаться. Передачу подготовили Зульфия Даянова и Азат Рахимов. Нам помогали Гузель Мустафина и Арслан Крымчурин.)

Дети: Һау булығыҙ! (До свидания! )

Ведущая: Киләһе осрашҡанға тиклем! ( До встречи! )

Колыбельная песня