Инескеть садо в Новые Пичуры или Под крылом ласточки

Screenshot from 2023-12-11 13-34-31
0 рейтинг
0 голосов

Мы побывали в единственном мордовском селе Наровчатского района: померили национальный наряд, познакомились с местными легендами и насладились гостеприимством.

Народные преданья хранят много примет. В том числе про птиц. Ласточки обещают защиту, достаток, хороший урожай. Их даже считают символами Сына Божьего и воскрешения. Ведь, по легенде, эти птахи во время казни Христа отнимали у палачей гвозди.

Получается, Новые Пичуры – под небесной защитой. Ласточек здесь не сосчитать. Одна семейка свила гнездо прямо на входе в местный клуб.

Новые Пичуры утопают в лесах. Собственно, среди густого леса и основали первопоселенцы новый населенный пункт. Село назвали Новые Пичуры. Были и Старые? Да. Выходцы оттуда и основали новый населенный пункт в период между 1735–1742 годами. Их прельстило обилие дичи. Но, как и на старом месте, пришлось потрудиться. «Пичуры» состоит из двух мордовских слов: «пиче» – сосна и «юр» – корень. Да уж: покорчевать сосен и других деревьев им пришлось немало, чтобы выстроить первые дома.

Традиции живы

Новые Пичуры – единственное мордовское село в Наровчатском районе. Этот феномен объясняется причудами административно-территориального деления: в ноябре 1940 года Новопичурский сельсовет из Ковылкинского района Мордовской АССР был передан в Наровчатский район. Но, несмотря на то что прошло более 80 лет, полной ассимиляции не случилось. Здесь практически все свободно говорят на мордовском.

– У нас распространен один из диалектов, – объясняет заведующая Новопичурским филиалом ЦКР Наровчатского района Галина Шиндяпкина, – поэтому в разговоре с носителями других диалектов мы друг друга почти не понимаем. И речь у нас только устная. Писать на мордовском никто не умеет. Сохранились и народные обряды. Учитель истории Новопичурской средней школы Наталья Мялькина рассказала, что несколько лет назад работал «Этнографический маршрут», который, помимо посещения памятника Нарчатке, Сканова монастыря и подземного храма, включал экскурсию в Новые Пичуры.

Здесь туристов встречали в национальных костюмах, предлагали национальную еду: печеные яйца, пачет (толстые пшенные блины), позу (национальный мордовский квас). Гостям показывали фрагмент мордовской свадьбы.

Когда мы приехали в село, нас встретили участницы фольклорного коллектива «Келуне» («Березка»). Это не профессиональные артисты, а работник ДК, бухгалтер, учитель и другие. С первого взгляда стало понятно, что часть нарядов – новодел, а часть – вещи, доставшиеся от бабушек и прабабушек.

Галина Шиндяпкина подтвердила, что в селе сохранилось много предметов народной мордовской одежды, которыми люди делятся с коллективом, а также со школьным музеем.

В красно-желтых тонах

Разглядывать женский мордовский наряд одно удовольствие. Это настоящее буйство красок.

– Начинается он с длинной рубахи – панара, – рассказывает Галина Николаевна. – Как видите, основные цвета вышивки – красный и желтый. У мордвы красный цвет – один из самых любимых, символизирует красоту, силу, смелость, здоровье, тепло; желтый цвет – зрелость, полезность, ценность.

Еще Куприн говорил, что основные занятия мордвы – это охота, рыболовство и вышивка. На свадьбу на невесту надевали до семи рубах, чтобы показать, что девушка не бедная. Ну и добавить фигуре пышности: у мордвы в почете были дамы в теле – и на поле работать, и детей рожать смогут.

Рубахи женщины вышивали по ночам, безо всяких машинок и трафаретов. Но до чего ровны линии и выверена симметричность. Просто поразительно!

Особый элемент – поясное украшение ензярь. Взяв его в руки, я поняла, почему говорят, что мордовку сначала услышишь, а потом увидишь. Ензярь – это масса нанизанных на веревку ракушек, монет, колокольчиков, которые при движении звенят.

Поверх панара полагается надевать сапони (кофту с рукавами, имеющую длинные боковые разрезы). Не обойтись без головного убора. Нам показали хитро завязанную шаль, которая надевается поверх ситцевого белого платка. Говорят, одна из участниц ансамбля в день выступления встает спозаранку, чтобы помочь коллегам водрузить эту конструкцию на голову.

На ногах – сапоги с особым образом закрученными портянками, а не шее – бесчисленное количество бус разной длины.

– Наверное, долго приходится одеваться на выступления? – интересуюсь у артисток.

– А вы сами попробуйте, – хитро улыбаются они.

С помощью четырех человек мне удалось облачиться в наряд не менее чем за 20 минут!

Чудо-напиток

Народные традиции сохранились и в повседневной жизни. К примеру, на свадьбе попрежнему топят баню. Подружки невесты приглашают туда жениха, но не упускают возможности подшутить над ним: мажут скамью углями, подкладывают крапиву и т. д.

Главный праздник в селе – Троица. Его отмечают три дня. Женщины, как 100 лет назад, ходят в лес к дереву, которое считается священным. Дети катают крашеные яйца. Взрослые молятся о будущем урожае и выливают к подножию дерева пробную порцию позы – кваса на основе красной свеклы.

А потом начинается священнодейство – в выбранных домах в течение нескольких суток сначала парят в печах свеклу, потом варят напиток.

– В этом году приготовили 720 литров, – с гордостью рассказывает Галина Шиндяпкина, – не только из нашего района, но и из соседних приезжали попробовать его.

После праздника эстафета передается другим четыремпяти домам, расположенным рядом друг с другом.

Проехать можно

Приехав в Новые Пичуры, нельзя не побывать в храме Успения святой Богородицы. И. о. главы сельсовета Андрей Тверской взялся доставить нас туда, а заодно побыть гидом.

– У нас проживает 528 человек, в школе сейчас 28 учеников, – рассказывает он. – К сожалению, в 6-м классе нет ни одного ребенка. Но первоклассница в следующем году будет.

С рабочими местами в самом населенном пункте не ахти: Дом культуры, школа, ФАП, администрация да два магазина. Это раньше гремел на весь район совхоз «Пичуровский», имевший более 7000 га земли, из них более 4000 га – пахотные. Поголовье скота доходило до 1000 голов. Здесь функционировали овцеферма, свинарник, птичник, был табун лошадей. В 90-е хозяйство распалось и было преобразовано в СПК, которое тоже продержалось недолго.

Сейчас, по словам Андрея Андреевича, люди работают на предприятии компании «Дамате», в РАО «Наровчатское». Часть ездят на заработки в Мордовию и в Москву.

...Свернув с центральной улицы, мы оказались на дороге, посыпанной щебнем.

– Заасфальтировать все дороги с нашим бюджетом невозможно, – сетует Тверской. – Но стараемся хотя бы щебенкой отсыпать. В этом году 173 метра сделали на выделенные 500 тысяч. Так что совсем непроходимых участков нет.

Еще несколько метров – и вот из-за берез показывается храм. Пожалуй, самый необычный из всех, что мне приходилось видеть. Деревянное строение скорее напоминает просторный дом с башней-колоколенкой, выкрашенный в сине-голубые цвета.

У него необычная история, главным действующим лицом в которой стала Феврония Цибиркина (после пострига – схимонахиня Сергия). Набожная девушка в 1935 году попала в тюрьму, когда приютила настоятеля разрушенного Сканова монастыря.

Три года она провела в Провлаге в Астрахани. Ее хотели погубить: ранней весной в ледоход вывели раздетую из камеры и бросили в море. Но ее вытолкнула из проруби неведомая сила. Добравшись с молитвой до берега, она вернулась в лагерь.

После лагеря вернулась в Пичуры. Покровский храм в селе к тому моменту был разорен. Феврония начала строить деревянную Успенскую церковь.

– Ее возводили женщины и старики. Материал зимой возили на салазках, а летом носили на себе, – рассказывает алтарник Сергей Сарайкин. – Но официального разрешения на открытие не было получено. Тогда мать Феврония отправилась к председателю ВЦИК Михаилу Калинину и добилась своего: в сентябре 1945 года Успенская церковь была официально зарегистрирована.

Много добрых людей несло послушание в храме, который ныне является подворьем Сканова монастыря. В 1995 году насельницей подворья стала монахиня Нектария. Это она заботливо зажигает и гасит свечи, помогает на службах.

С Успенским храмом связана и жизнь известного новопичурца Петра Шиндяпкина. В прошлом учитель, затем директор школы, глава сельской администрации, однажды во сне он получил знамение, что должен служить в храме. Получив благословение, сделал это.

Сейчас Петр Васильевич отошел от дел. В одну из прогулок он набрел в лесу неподалеку от храма на родник. Сначала огородил, потом с помощью добровольцев возвел над ним сруб. Оказалось, что в воде много серебра, поэтому местные именуют родник Серебряным.

Ну а самый знаменитый родник Новых Пичур – Паник. По преданию, в 1768 году здесь явилась икона Иоанна Предтечи и источник стал считаться святым.

Всего несколько часов удалось мне пробыть в Новых Пичурах, но показалось, что съездила к бабушке. Очень хочется вернуться и услышать: «Инескеть садо (добро пожаловать) в Новые Пичуры!»