Изьва акань - коми кукла

47-49_kak-ranshe_akan-1
305 рейтинг
31 голосов

Как не бывает зимы без снега, так нет ребенка, детство которого лишено игрушек. И если сегодня некоторые из современных игровых гаджетов напоминают упрощенную модель космического корабля, то каких-то сто лет назад их делали из того, что было под рукой. Однако сегодня, как говорят эксперты по игрушкам, многие родители возвращаются к истокам: деревянные игрушки становятся не символом бедности, а признаком элитарности и экологичности, и на мастер-классы по изготовлению народной куклы всегда полная запись. На одном из них в Доме ремесел «Зарань» побывал корреспондент «Региона».

«С куклами возиться – бытию учиться» 

Под руководством мастера по народной кукле, заведующего сектором по направлению «Художественная обработка текстиля» Дома народных ремёсел «Зарань», председателя Коми республиканского отделения Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Ольги Томиловой мастерим куклу «Изьва акань». Ольга – уроженка Усть-Цильмы, но для мастер-класса выбрала куклу соседнего – Ижемского – района. Почему именно ее? Во-первых, потому, что именно ижемских кукол в 1925 году для коллекции первого коми национального музея привез из своей этнографической экспедиции ученый-антрополог Даниил Янович. Во-вторых, очень уж много схожего в коми кукле с русской и куклами других культур. Однако до наших дней старинные коми народные куклы практически не сохранились. По мнению специалистов, во-первых, потому, что их «заигрывали» до ветхости, а во-вторых, все, что было связано с детьми, тщательно укрывалось от чужих глаз. Не случайно иногда, отпуская гулять на улицу, симпатичному ребенку мазали лицо сажей, скрывали его имя, на одежду цепляли булавки от сглаза.

Одно время народные куклы были исключительно этнографическим предметом, но теперь все возвращается к истокам. Люди устали от синтетики, объелись иностранной «мишуры», а родители стали задумываться над тем, как правильно воспитывать детей. Интерес к народной кукле повысился – и со стороны мастеров, и со стороны покупателей. «Смотрите, как активно их берут на ярмарках, – говорит Ольга Томилова. – Возьмешь ее в руку, а она теплая, родная, хорошая».
С тем, что в последние годы наблюдается всплеск интереса к народному, согласна и заведующая отделом этнографии Национального музея Республики Коми, исследовательница народной куклы Татьяна Пьянкова. Десять лет назад народные куклы заняли свое место в постоянной экспозиции Национального музея Республики Коми «Женщина – мама, мастерица, красавица», посвященной женскому труду и быту.
– Жители республики стали больше ходить в музеи, знакомиться с традиционной культурой, все популярнее мастер-классы: мы катаем валенки, делаем поделки из дерева, кукол. Народная кукла – особенная, добрая, мягкая, это часть народной культуры, очень мощной, это уважение к своим предкам и вопрос воспитания у девочек чувства материнства, – говорит куратор выставки.

47-49_kak-ranshe_akan-2

Анатомия куклы

На столе перед нами яркие лоскутки, нитки в берестяном лотке, деревянная палочка и ножницы. Последние – не по правилам. В старину при изготовлении народной куклы не использовали острые колющие предметы: ткань, нитки рвали руками, а куклу скручивали без применения иголки, отсюда и общепринятое название – «кукла-скрутка».
– И в коми, и в русских деревнях куклы делали из того, что было под рукой. Кукла на палочке – самый распространенный вид, да и любое полено, завёрнутое в «одеялко»: шаль, платок, кусок ткани – могло стать куклой. Правда, к выбору дерева относились внимательно, – рассказывает мастерица. – Например, в селе Керчомья существовало поверье, что из осины делать кукол было нельзя, они считались куклами колдунов. Из сосны, березы – можно. Сначала скручивать кукол детей учили взрослые, потом дети делали сами. Семьи были большие: старшие дети учили младших или делали им кукол сами.
За разговором не забываем и о деле: берем плотные нитки, обматываем палочку на месте «головы» тремя полосками из ниток: яркая приходится под платок, более естественного цвета – «лицо», еще одну яркую полоску подбираем в цвет одежды, хотя и цвета, и количество таких полосок могли быть разными. Оставляем длинный кончик нити и ровно и плотно мотаем ниточку к ниточке, слой за слоем. Подробного описания изготовления куклы не существует: каждая мастерица привносит что-то свое, как и в рецепт любимого блюда.
После того, как мы оформили верхнюю часть нашей куклы, приступаем к «одеванию». Наша кукла – ижемка, поэтому мы стараемся сделать её узнаваемой, одеть её в соответствии с национальным костюмом изьватас. Но так как это кукла, все-таки делаем это условно, обобщаем образ.
Сначала – нижняя юбка. Аккуратно распределяем лоскут вокруг палочки, присбориваем и приматываем к туловищу, складки распределяем равномерно, но стараемся, чтобы впереди их было поменьше. Все узелки и ниточки прячем сзади.
Следующая на очереди – грудь. Плотную ткань – фланель или синтепон – скручиваем в валик и заматываем в нарядную ткань. Прикладываем ее на свое место, концы складываем сзади крест накрест, направляя их немного вниз, крепко приматываем.
– Кто-то считает, что для изготовления куклы можно использовать только новую материю, чтобы она была избавлена от чужой энергетики, а кто-то вспоминает, что мастерили куклу из одежды отца и матери, чтобы она защищала маленькую хозяйку. Я склоняюсь ко второму варианту, потому что в старину каждый лоскуточек был на вес золота, – говорит Ольга Томилова.
В Национальном музее Республики Коми отдают предпочтение первому варианту. Татьяна Пьянкова указывает на важность правил обращения с куклой, граничащую с сакральностью.
– Нельзя брать для изготовления куклы чей-то старый сарафан – одежда человека сохраняет вуджер – его тень. Как она отразится на ребенке? Неслучайно в Удмуртии были специальные бросальные куклы. Их давали больным людям, а потом выносили и подвешивали в рощах. Их нельзя было трогать, чтобы не взять на себя болезнь, – рассказывает Татьяна Пьянкова. – Да, ткань ценилась высоко, но все-таки мама выкраивала обрезки, чтобы сделать куклу дочке. Следующий важный момент: куклы должны быть безликими. По народным поверьям, в куклу с лицом может вселиться чужая душа и навредить ребенку. Третье правило: никогда не давать кукле имен, которые бытовали в семье.
– У северных народов запрещалось изображать лицо, нос, уши, рот, чтобы кукла не ожила и не навредила ребенку, – вторит Татьяне Пьянковой Ольга Томилова. – Вот у идолов деревянных лица были, поскольку, наоборот, хотели, чтобы они ожили и защитили людей.

47-49_kak-ranshe_akan-3

Подружка-оберег

Сейчас принято придавать народной кукле обережное значение. Так было и раньше, но вместе с тем кукла была и любимой подругой, помощницей и утешительницей любой девочки. У девочки, конечно, была не одна кукла. В старину в семьях делали много кукол, бывало, что делали кукол по количеству членов семьи. Кукол делали на разные случаи. Идут женщины на покос. Как занять ребенка во время работы? Сорвать пучок травы и тут же скрутить куклу – на, играй. Пожилые информантки специалистов Нацмузея из Сысольского района рассказывали о некой девочке Оде, которая уже в пять лет нянчила малышей. Так она умела мастерски крутить куклы для своих подопечных из капустных листьев. Куклой могло «работать» завернутое в шаль полено или лапоть, как у марийцев и удмуртов.
Говорят, первую куклу делал муж роженицы. Пока будущая мать в родах мучается в бане, он в предбаннике сидел на корзине с яйцами, как наседка, делал куклу и при этом кричал, отгоняя от будущей матери и ребенка нечистую силу, перетягивая ее на себя, на свою куклу. Кувадку – подменную куклу – клали в колыбель, когда ребенок находился не в ней. Даже во время лихоманки делали много кукол, скрученных зараз одной ниткой, чтобы человек выздоровел. Особенностей «кукольного дела» среднерусской и финно-угорской культур много, и зачастую разобраться, что в них истина, а что выдумка, непросто.
– К сожалению, много сейчас сочиняют, чтобы продать изделие или придать ему какой-то мистический смысл, придумывают кукле обережные свойства, какую-то мистику. Я не сторонник этого, – говорит Ольга Томилова.
Играя в куклы, дети повторяли то, что видели вокруг: отношения родителей, рождение детей, свадьбы, перенимали обычаи, репетировали будущие социальные роли. Взрослые останавливали игру, только когда видели, что дети изображают похороны. В игре девочки учились рукодельничать, видеть цвета, подбирать их по тону. По кукле проверяли и умения девочки, когда она делала куклу на «выхвалку» на девичьих посиделках. По кукле судили, какая она мастерица, а значит, насколько перспективна как будущая невеста.
За разговорами мы продолжаем одевать нашу изьва акань. Сарафан, в отличие от нижней юбки, делаем выворотным способом. Отмеряем ткань в длину по «ногам», затем очень туго приматываем лицом к деревянной палочке на уровне талии, закрывая подолом «лицо» и аккуратно распределяя складки, больше оставляя с боков для пышности. Замотали – опускаем сарафан вниз. Таким же манером приматываем передник.

47-49_kak-ranshe_akan-4

– В плохом настроении куклу делать нельзя, – предупреждает мастерица. – Она перенимает все эмоции того, кто ее делал, и это чувствуется.
Последняя деталь – платок – для завершения образа нашей акань. Сначала покрываем верхнюю часть палочки – голову – куском мягкой ткани, делая характерный небольшой валик, собираем концы сзади и аккуратно надеваем платок, концы туго приматываем ниткой на уровне шеи.
– Эта конструкция куклы мне очень нравится – кукла делается без рук. Концы платка похожи одновременно на руки и крылья, делают куклу торжественной, величественной, – говорит Ольга и напоминает: – Не забыть важнейшую деталь – пояс-оберег!
Готово – хоть сейчас отправляйся на «Луд»!

Полина РОМАНОВА

Фото автора
и Эвелины Лауринайтене

Источник