Межрегиональный мультиформатный просветительский проект

0 рейтинг
0 голосов

Программа "Восточные ворота. Николай Менцер"

"В большой семье. Немец из Астрахани, ставший певцом нанайцев и чукча"

(ПУНКТ А)

Сегодня в нашей рубрике открытие. Мы открываем для астраханцев неизвестное имя.

В истории нашего города немцы оставили заметный след: аптекарь Оссе и кондитер Шарлау, издатель первой газеты Вейскгопфен и основатель Александро-Мариинской больницы Далингер… Николай Менцер, родившись в Астрахани, оставил большой и добрый след в истории Дальнего Востока страны.

Влюбиться в мелодии севера

Недавно на хабаровской радиостанции «Восток России» вышла программа «Восточные ворота», посвященная Николаю Николаевичу Менцеру. Гостья передачи, представитель народности орочи Нина Акимова, в чьих руках оказались уникальные артефакты – ноты, народные инструменты, записи с репетиций – рассказывает о творчестве выдающегося дальневосточного композитора. Волею судьбы попавший на Камчатку, а затем в Хабаровск, он влюбился в культуру коренных малочисленных народов севера. Объездил почти весь Дальний Восток, собирая фольклор нанайцев, чукча, ульчей, коряков, нивхов, эскимосов, привозя из своих путешествий настоящие этнические жемчужины. Обрабатывал народные песни, писал симфонии и пьесы, синтезируя классическую европейскую музыку с мотивами севера. Создавал фольклорные коллективы.

Один из созданных Николаем Менцером в 1968 году чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» («Рассвет») в Анадыре существует и сейчас. Государственный академический ансамбль - дипломант многих конкурсов и фестивалей. На протяжении многих лет знакомит с искусством народов Чукотки жителей России и мира. Фото с официального сайта ансамбля «Эргырон»

Николай Менцер внес бесценный вклад в сохранение наследия коренных народов севера и его интеграцию с мировой культурой.

На Дальнем Востоке его помнят и любят. В Хабаровске, на доме по улице Ленина, где он жил, установлена мемориальная доска. Его документы, ноты, фотографии хранятся в музеях и архивах. В 1970 году деятельность Николая Менцера была отмечена медалью «За доблестный труд», в 1981 за заслуги в области советского музыкального искусства ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Приветственный адрес от управления культуры Хабаровского крайисполкома, 1981 год. Предоставлено Ниной Акимовой
Камни помнят

В Астрахани его имя забыто. Что неудивительно – ведь он уехал отсюда почти сто лет назад еще совсем безвестным юношей. Но все же какие-то следы отыскать удалось.

Родился будущий композитор 11 сентября (по старому стилю) 1910 года у «девицы поселянки» Лидии Менцер. Был крещен пастором М. Циммерманом в Евангелическо-лютеранской церкви во имя Иисуса города Астрахани. Воспреемниками новорожденного Николауса стали члены немецкой общины Фридрих Менцер, Иоаннес Русь, Анна Мейер и Сицилия Менцер.

Запись из метрической книги хранится в архиве Астраханской области, мы нашли её на сайте «Моя родословная»

Кирха, в которой крестили Менцера, и сейчас стоит на том же месте. Приметное здание, выходящее фасадом на улицу Мечникова, почти напротив старого здания медуниверситета, сейчас служит жилым домом.

Сохранились и два других здания, относящиеся к ансамблю кирхи – пасторат и школа. В одном из них когда-то располагался детприёмник НКВД. Надпись сохранилась до сих пор.

В другом – поликлиника тубдиспансера.

Около 20 лет назад школа и пасторат были переданы в собственность лютеранской общине Астрахани. С тех пор община и пастор Вера Зауэр мечтают восстановить и отреставрировать старинные здания. Подвижки в этом направлении есть, но об этом мы в скором времени напишем отдельную статью.

В биографических источниках указано, что учился Николай Менцер в школе-девятилетке им. Клары Цеткин. Такая школа в Астрахани действительно была. Она открылась в 1925 году в здании бывшего епархиального училища, закрытого в 1918 году.

В годы Великой Отечественной войны здесь размещался полевой эвакуационный госпиталь, с 1943 по 1946 год - Сталинградское суворовское военное училище. В 1947 году здание снова стало средней школой №5 имени Максима Горького, которая в 2001 году преобразована в лицей №3.

Мать Николауса была простой портнихой, отец – слесарем. А сын оказался прирожденным музыкантом. Отучившись в музыкальной школе по классу скрипки, работал в оркестре одного из кинотеатров родного города. Интерес к композиции и нехватка фундаментальных знаний привели его в Астраханский музыкальный техникум. Этот техникум в конце 20-х годов переживал не лучшие времена. Из-за финансовых трудностей сократилось время обучения, в 1926 году по решению губернского отдела народного образования техникум и школа при нем реорганизуются в двухступенные музыкальные курсы. Возможно, поэтому талантливый юноша проучился здесь недолго и в 1929 году поступил в Саратовский музыкальный техникум в класс скрипки профессора В. И. Зайца.

Здание музыкального колледжа им. Мусоргского (бывшего музыкального техникума) хорошо известно астраханцам. Если идти по дорожке между филармонией и КРК «Октябрь», из окон всегда доносятся звуки музыки. К сожалению, в архиве колледжа хранятся документы с 1935 года, поэтому записей о Менцере обнаружить не удалось.Фото предоставлены Астраханским музыкальным колледжем им. М.П. Мусоргского

В Астрахань Менцер больше не вернется. После Саратова его ждет Москва, учеба в музыкальном техникуме им. Гнесиных и в областном техникуме при консерватории. В 1933 он уже руководит оркестром передвижного коллектива Московского театра МГСПС, работает в Московском ТЮЗе скрипачом. А в 1935 году заслуженный артист РСФСР Гаврила Владимирович Гловацкий, набиравший в Москве творческие кадры для Камчатского областного драматического рабочего театра, уговаривает его поехать на самый восток Советского Союза.

Так Дальний Восток стал судьбой для немца из Астрахани Николая Менцера. Не всегда благосклонной. В феврале 1942 года из-за этнической принадлежности он был выслан в Верхнебуреинский район Хабаровского края. Долгие девять лет он остается спецпоселенцем, только в 1951 году композитору разрешают переехать в Хабаровск. И даже работая в симфоническом оркестре на радио, концертмейстером и дирижером в Хабаровском театре музыкальной комедии, он остается под надзором.

Но, несмотря на все превратности, в этих краях он нашел не обиду на судьбу, а любовь на всю свою жизнь.

Эта история – не только о нашем замечательном земляке, но и об удивительной России, с ее необозримыми просторами, где 190 народов живут одной семьей, сохраняя при этом свою уникальность и идентичность. И о непостижимых путях судьбы, так неожиданно перекинувшей мост от Астрахани на Дальний Восток, к неведомой и загадочной для нас, южан, культуре древних рыбаков и охотников севера.

Спасибо программе «Восточные ворота» и её автору Виктору Андрееву за открытие.

"Николай Менцер: Путешествие южанина по музыкальным просторам Севера" (Юг Рооссии)

Николай Николаевич Менцер, родившийся 23 октября 1910 года в Астрахани, стал великим дальневосточным композитором и фольклористом, чьи жизнь и творчество ярко отражают культурное и музыкальное богатство народов Севера России. Его путь от южных степей до северных просторов стал воплощением неутомимого стремления к поиску и сохранению этнического музыкального наследия.

Путь К Музыке

Маленький Николай, выросший в скромной семье (отец был слесарем, а мать – портнихой), с раннего возраста проявлял особый интерес к музыке. Мать, Лидия Ивановна Менцер, поддерживала эти устремления и помогала ему развивать свои музыкальные способности. Когда мальчику было всего семь лет, он поступил в музыкальную школу по классу скрипки. Будучи учеником школы-девятилетки имени Клары Цеткин, юный Менцер уже мечтал о карьере музыканта.

Последовавшая за восьмым классом необходимость зарабатывать на жизнь не поставила крест на его музыкальных амбициях. В возрасте семнадцати лет он был принят на работу скрипачом в кинотеатр, где впервые попробовал себя в роли композитора. Желание углубить свои знания привело его к Саратовскому музыкальному техникуму в 1929 году, а затем в Москву, где он с 1931 по 1933 год изучал тайны композиторского мастерства.

Н.Н. Менцер с преподавателем музыки И.Н. Романовским. 1929

Переломный Год

1935 год стал переломным в жизни Менцера. Встреча с заслуженным артистом РСФСР Гаврилой Владимировичем Гловацким открыла перед ним двери на Дальний Восток. Гловацкий, набирая творческие кадры для Камчатского областного драматического рабочего театра, смог увлечь Николая перспективой работы в Петропавловске-Камчатском. Именно здесь Менцер впервые столкнулся с уникальной музыкой коренных народов Камчатки: коряков, ительменов, чукчей и эвенов.

Путешествия И Вдохновения

Путешествия по Дальнему Востоку стали для Менцера не только творческой экспедицией, но и жизненной миссией. Он стремился запечатлеть музыкальные традиции коренных народов, вплетая их в свои произведения. Рапсодии, сюиты, симфонии – каждая нота, каждая мелодия отражала дух и культуру этих народов. Концертные залы замирали, слушая песни старых яранг, эвенкийские мелодии и маршевые эскимосские ритмы.

«Эргырон» – Звезда Северных Небес

Особую страницу в творческой биографии Николая Менцера занимает работа с чукотско-эскимосским ансамблем «Эргырон» («Рассвет»). В июле 1968 года он стал главным дирижером и музыкальным руководителем ансамбля, собрав под своим руководством молодых чукчей и эскимосов. Этот ансамбль стал настоящим мостом между прошлым и настоящим, между фольклором и профессиональным искусством.

В репертуаре ансамбля звучали оригинальные произведения Менцера, такие как «Маршевые ритмы эскимосов», «Северная фантазия» и «Оленьи гонки». Даже после выхода на пенсию в 1970 году, он продолжал активно сотрудничать с ансамблем, работая над новыми программами и создавая новые композиции, вдохновленные северным фольклором.

Наследие И Признание

За свою многолетнюю трудовую деятельность Николай Николаевич Менцер получил множество наград и званий. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1981 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР в знак признания его выдающегося вклада в Советское музыкальное искусство.

Николай Николаевич Менцер оставил после себя богатое наследие, воплощенное в его произведениях и собранных музыкальных жемчужинах этнических народов Севера. Его жизнь и творчество стали символом непрерывного поискового духа и страсти к музыке, которая не знает границ. Менцер не только сохранил музыкальное наследие коренных народов, но и подарил ему новую жизнь, делая его доступным для широкой аудитории.