Музей в детском саду

Screenshot from 2023-12-05 16-13-21
210 рейтинг
21 голосов

Муку для хлеба ханты готовили из мелкой сушеной рыбы. Они вели кочевой образ жизни, поэтому зерновые культуры не выращивали. Пасли стада оленей, охотились, ловили рыбу, собирали кедровые орехи, грибы и ягоды. Готовить муку и мясо – затратно, грибы – сезонный продукт, а вот мелкая рыбешка, которой полно в югорских реках, – доступнее и проще.

В старину ханты не выбрасывали рыбьи кости, а подсушивали и перемалывали в ступке. Получившийся порошок перемешивали с икрой – получалось насыщенное кальцием и рыбьим жиром тесто. Выпекали хлеб в печке.

Такую интересную информацию рассказала воспитатель детского сада № 6 «Дюймовочка» Лада Куликова. Она же стала идейным вдохновителем создания в дошкольном учреждении музея. Причем выставки в нем постоянно меняются. –

Первая выставка была посвящена пожарной безопасности. Мы разместили шикарные атрибуты: и огнетушители, и форму спасателей, которую можно было даже примерить на себя, – отметила Лада Леонидовна. – Следующая выставка была посвящена правилам дорожного движения.

Теперь дошколятам в игровой форме рассказывают об особенностях нашего региона.

– Дети должны знать историю родного края, – уверена воспитатель. – Пока мы готовимся к экскурсиям, сами узнаем много интересного. Например, что ханты не ели грибы. Ученые доказывают, что в организме представителей коренных народов нет фермента для переваривания грибов. А собирали их для кормления оленей. Такую информацию даже не все взрослые знают, не говоря уже о детях.

Идея создания музея возникла при подготовке к занятиям. Сегодня в образовательной программе есть изучение национального компонента. В сентябре в детском саду освободилась одна группа, и воспитатели, недолго думая, решили занять пространство современным интерактивным музеем, где можно потрогать и померить экспонаты, а также сфотографироваться.

Одна из первых экспозиций музея на пути туристов-дошколят – стойбище ханты, представляющее собой несколько построек. Основу композиции составляет чум, который имеет каркасную конструкцию с четырьмя вертикальными угловыми столбами, вкопанными в землю. Рядом стоят сани. И тут же девочка-ханты наблюдает за тем, как пасутся олени.

Чуть подальше расположился лабаз – вместительный сарай, возведенный на опорах, повыше над землей, чтобы обезопасить хранимые там вещи и продукты от разорения лесными жителями.

– А здесь, в печи, ханты готовили мясо, рыбу и ягоды, – рассказывает Лада Куликова. – В основе любой хантыйской печи – каркас из прутьев деревьев, обмазанный глиной с травой. Впереди оставляли отверстие – чело, через которое выходил дым. Глина хорошо держит температуру, благодаря чему в печи можно выпекать не только хлеб, но и пироги и ватрушки с ягодой.

Интересен для дошколят и быт ханты. Они с удовольствием рассматривают детскую колыбель и пробуют покачать малышку, чтобы ей приснились добрые сны.

– В изготовлении традиционной колыбели все начинается с бересты. Ее надо правильно заготовить, раскроить, и только потом смастерить колыбель, – отмечает воспитатель. – Колыбели различают по времени суток, которое в них проводит малыш. Есть ночные и дневные. У ханты было особое отношение к колыбелям: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, с которой связано несчастье, уносили подальше в лес.

Как правило, ханты жили большими семьями, в которых мирно сосуществовали несколько поколений – так экономичнее, теплее и разумнее с воспитательной точки зрения.

– Женщинам полагалось проводить время на своей половине дома, – продолжает воспитатель детского сада Любовь Калугина. – Молодые женщины, попадая в новую семью, полностью принимали ее уклад. Считалось, что свекровь плохому не научит. За детьми приглядывали бабушки, потому что матерям было некогда.

Одной из любимых игр ребятишек-ханты были палочки: их подбрасывали вверх, кто больше поймал – тот и победитель. Дошколятам «Дюймовочки» эта игра тоже пришлась по вкусу.

Игрушки делали из подручных материалов, в ход шли даже высохшие кости зверей и птиц.

– Главной игрушкой девочек-ханты являлась акань – традиционная кукла, – продолжает Лада Куликова. – Самую первую акань для девочки изготавливали взрослые – ее мама, бабушка или сестра. И уже потом под их руководством малышка училась делать куклу сама, обучаясь таким образом швейному мастерству. Чем больше навыков, тем лучше – значит, став взрослой, она будет хорошей хозяйкой чума.

Еще одна экспозиция музея посвящена национальным блюдам. На столе перед дошколятами и грибы, и сушеные ягоды, и строганина (нарезанная на ломтики свежепойманная рыба), и хлеб, и брусничный лист – все то, что использовали ханты для приготовления блюд.

– Ханты заготавливали рыбу впрок: она легкая и удобная в транспортировке, непортящаяся и питательная, а потому была незаменима при перекочевках, – продолжила Любовь Калугина. – В больших количествах запасали и рыбную муку, из нее варили похлебку, добавляли в хлеб, смешивали с сушеными и свежими ягодами.

– Одним из самых любимых лакомств детей-ханты были беличьи желудки, – отметила Лада Куликова. – В урожайные годы кедра у добытых белок желудки, как правило, набиты кедровыми орехами. Охотники обжаривают их вместе с содержимым. Это блюдо считается деликатесным.

Помимо экспонатов, которые можно потрогать и примерить, в музее есть фотографии, настольные игры, книги, рисунки и даже музыкальные инструменты коренных народов Севера.

– Коллекции собираются длительное время, – рассказывает Любовь Калугина. – Свой вклад вносят и сами воспитатели, и родители дошколят. Каждая группа участвует в оформлении выставок. А экскурсии, проводимые в музее, – это не только всестороннее развитие, но и отличное времяпрепровождение для малышей.