Не буузами едины или о том, как в Доме дружбы народов представили этнобренды Бурятии

231614564987897646
10 рейтинг
1 голосов

В Доме дружбы народов в Улан-Удэ прошел финал I Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов в сфере этнокультуры «Этника мастерства».   

Дети, а вы знаете, что такое этнобренды? Так вот я, Ушкан, вам рассказываю. Этнобренд – это то, что объединяет прошлое и настоящее, традиции и тренды. Это то, что передает нам вековые узоры и орнаменты предков в культуре каждого народа. А представителей народов, проживающих в Бурятии, более 100. И у каждого есть свой этнобренд. О них и наш рассказ.  

ПРОНЕСТИ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Чак-чак, буузы и эчпочмак, звучание речи разных народов, национальные песни и ремесла, старинная прялка, роспись на камнях, возрождаемые традиции ковроткачества… Дом дружбы народов на день превратился в сказочный пестрый дворец. Такой смотр мастерства был организован в регионе впервые Ассоциацией народов Бурятии «Дом дружбы народов» в рамках проекта-победителя конкурса Фонда президентских грантов и Правительства Бурятии «Байкальская этника: этнокультурное образование — детям и взрослым».

56496879879786549

В конкурсе приняли участие 70 педагогов, 16 пилотных образовательных площадок, около 2000 детей из разных районов Бурятии и города Улан-Удэ. Финалистов же было всего 10 – 10 лучших педагогов воскресных школ, детских садов, центров социальной поддержки детей, учителей начальных классов и родного языка, обучающих детей традициям, народному творчеству и ремеслам.

Идея конкурса, по словам руководителя проекта, председателя Ассоциации народов Бурятии «Дом дружбы», кандидата педагогических наук, доцента Сажиды Баталовой, зародилась у нее в далекие 90-е гг., когда она, будучи педагогом дополнительного образования, стала победителем городского конкурса – «Педагог года».

– Прошло 25 лет, прежде чем мы провели первый конкурс «Этника мастерства» для педагогов, работающих в этнокультурной сфере, – не скрывая эмоций делится Сажида Растамовна.

УТРАЧЕННОЕ ТКАЧЕСТВО

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», – помните сказку Пушкина? Так вот, одной из них была я», – улыбается «волшебница» Фaния Гapeeвa, которая приехала на финал конкурса из Бичурского района и представляет ТОС «Берегиня» (с. Малый Куналей). И ее словам охотно веришь, ведь даже прялка, которую Фания Акиямовна привезла с собой на «смотрины», очень древняя, ей более 200 лет! Сделан этот старинный инструмент из цельного дерева с частью корня, сохранили его жители села Малый Куналей. Прялка будто обладает живой душой, помнит те далекие неспешные времена, когда к рукоделию относились совсем по-другому, а такие вот прялки были украшением каждого дома.

Фания Акиямовна хранит традиции татарского народа. Видов рукоделия, которыми она владеет, не перечесть: мастерица вяжет носки, вышивает, делает кукол, ткет ковры и пояса, шьет покрывала в лоскутной технике, занимается валянием из шерсти, вяжет. Но самое главное, что мастерица передает свои знания подрастающему поколению: за 3 года она провела более 250 мастер-классов по изготовлению кукол, по прядению и шитью…

– Для детей полезна работа с натуральными материалами – с шерстью, с хлопком. Важен тaктильный кoнтaкт. Этo нe кнoпoчки нaжимaть нa тeлeфoнe, этo coвceм дpyгoe чyвcтвo. Рукоделие развивает мелкую моторику, творческое мышление, трудолюбие, помогает узнавать историю и культуру своего народа. Наша задача – возрождение, сохранение и развитие декоративно-прикладного искусства. Например, в нашем районе было полностью утрачено ткачество. Мы сами купили станки, и вот здесь представлены мои первые работы – сотканные пояса. Мы учимся ткачеству по книге Елены Платоновой, мастера по ткачеству и лоскутной технике из Якутии, которая сама родом из Бичуры. Она приезжает к нам и обучает.

Интересны мастерице и традиционные ремесла других народов, например, бурятское мастерство валяния из шерсти. Нравится ей и лоскутная техника: на смотре представлены лоскутные коврики. Но особенное место в «выставке» работ Фании Акиямовны занимают все же изделия из шерсти. Всю жизнь Фания Акиямовна работала в Малом Куналее, все ее  девочки-выпускницы умели вязать шерстяные носки. Сейчас, в соответствии с духом времени, Фания Гареева и ее воспитанницы вяжут носки с логотипом Бичуры.

– Наши бабушки и дедушки выросли в вязаных носках и варежках. А сейчас, когда нас окружает синтетика, изделия из натуральных материалов, из шерсти, стали особенно дороги и ценны, – говорит мастерица.

Из 70 участников, подавших заявки на конкурс, прошли в финал всего 10. И из этих 10 целых два проекта представляют ТОС «Берегиня» с. Малый Куналей. Если волшебница Фания Акиямовна – хранительница татарских традиций, то Оксана Николаевна Маркова, руководитель ТОС «Берегиня», cтapший мeтoдиcт ceльcкoгo клyбa «Koлoc», руководитель детской творческой студии «Феникс», представила в финале казачью культуру.

– Село у нас многонациональное. Здесь живут очень дружно и буряты, и казаки, и татары, и узбеки. ТОС «Берегиня» существует 3 года. Это объединение взрослых мастеров Бичурского района. Мы участвуем во всех республиканских, всероссийских, международных конкурсах, стараемся сохранять связь поколений, поэтому у нас занимаются и взрослые, и дети. Я являюсь руководителем детской творческой студии «Феникс», в которой занимаются рукоделием девочки от 5 до 15 лет.

Однажды мы задались вопросом: «Почему у нас нет ткачества в Бичурском районе?». Этот вид прикладного искусства был практически утерян, и мы решили его возродить. Муж меня поддержал и изготовил 4 станка, на которых мы работаем. Один из станков представлен здесь. Это детский станок, он очень легкий, поэтому дети его любят. На этом станке мы учимся ткать дорожки. А чтобы заинтересовать детей, мы ткем сначала маленькие коврики в виде зверушек. Детям очень нравится.

На выставку в Дом дружбы Оксана Николаевна привезла не только дорожки и коврики, но и кукол. В студии «Феникс» дети изучают в игровой форме культуры и традиции. И создание кукол – это игровой способ познакомиться с одеждой, бытом, традициями разных народов: на столе-презентации студии «Феникс» мирно соседствуют куклы-столбушки, бурятские куклы и куклы-травницы с богородской травой…

3549687964646489765654

«Берегиня» традиционно участвует в благотворительном проекте «28 петелек»: уже два года мастерицы ТОСа вяжут маленькие носочки, пледики, шапочки, жилетки из чистой шерсти для недоношенных детей Перинатального центра.

– Шерсть их покалывает, и они вынуждены двигаться, что необходимо недоношенным деткам, – говорит Оксана Николаевна.

ДЕВУШКА, РАЗГОВАРИВАЮЩАЯ С БАБОЧКОЙ

Бурятская культура была представлена на конкурсе удивительным видом искусства – бурят-монгольской вертикальной письменностью, которую преподает в объединении «Буряад-Соёл» Туяна Мункожаргаловна. В финале Туяна представила свои работы – рисунки в бурят-монгольской технике, открытки, картины, пергаменты с образцами бурят-монгольской вертикальной каллиграфии. Например, картина «Девушка, разговаривающая с бабочкой», по словам Туяны, отражает разговор вечного и  сиюминутного, ведь срок жизни бабочки так мал по сравнению с человеческой жизнью. Стройная вязь бурят-монгольской каллиграфии способствует философским рассуждениям, даже медитации. Обучение этому виду письменности успокаивает, позволяет погрузиться в себя, обогатить свой внутренний мир. Хотя изначально в 16 – 17 вв. письмо именно с вертикальной ориентацией было создано из сугубо практических соображений – всаднику, сидя верхом, быстрее и проще было записать что-то снизу-вверх, чем слева-направо. Хотя сами столбцы в бурят-монгольской вертикальной письменности все же идут именно так – слево направо.

325498797865464984646

Туяна сама создает пособия для взрослых и детей по бурят-монгольской письменности и живописи. Основу она берет у монгольских художников, вдохновляясь их творчеством.

– Один из самых главных основателей бурят-монгольской живописи – Осор Будаев, художник, друг Агвана Доржиева. Он помогал при оформлении Санкт-Петербургского дацана. Он также писал на свободные темы и танки. Его творчество – для меня один из образцов. С помощью каллиграфии можно изучить свою культуру и традиции, – подводит итог Туяна. И это, пожалуй, самое главное.

ТОЛЕРАНТНЫЙ ЭЧПОЧМАК

Из таежного села Тэгда, расположенного в живописной долине руки Курба приехала Лариса Константиновна Сахиева, хранительница татарских традиций. Курбинская долина известна не только красотой природы, но и людьми. В Тэгде мирно сосуществуют буряты, татары и русские.

32136546498978986546465

– Мы создали кружок «Умэрзая», где с детьми изучаем родословную, учим татарский язык с мультфильмом «Белый волк». Изучаем традиции, татарскую культуру, костюмы. Создаем эскизы тюбетеек. Мы уже второй раз участвовали в акции «Татарча диктан», а в этом году

   приняли участие в онлайн-марафоне «Забег в тюбетейках» и получили дипломы из Татарстана. Вся эта деятельность помогает нам сохранять наши традиции и обычаи, – делится педагог.

– Мы создали свой этнобренд – татарский эчпочмак. Это фитоподушка, наполненная душистым сеном и чабрецом с курбинских степей. Я считаю, что эчпочмак символизирует толерантность татарского народа. Равные стороны эчпочмака говорят о том, что татарский народ одинаково дружелюбно относится к разным народностям, – рассказывает Лариса Константиновна, демонстрируя ароматный эчпочмак.

«ВСТРЕЧАЯ, ЖЕЛАЕМ ДОБРА»

Зеленый чай, буузы на пару, жареный хушуур, боовы на кефире и на молоке, холесо – бурятское национальное блюдо из сметаны, творога и черемухи и печенья – такое гастрономическое разнообразие никого не оставило равнодушным. Все это приготовила своими руками Oюнa Жepгaлoвa, yчитeль бypятcкoгo языкa шкoлы №19 г. Улан-Удэ.

– Чтoбы дpyзьями xopoшими cтaть, гocтю пoднocитcя пoлнaя чaшa, c лyчшим нaпиткoм Apшaнy пoд cтaть, пo-бypятcки вac вcтpeчaя, пoжeлaeм вaм дoбpa. Я представляю свою авторскую программу «Дангина и юный батор Гэсэр». Миссия моя – учить детей и учиться у детей. Каждый учитель, я считаю, каждый день познает что-то новое и передает подрастающему поколению. Программа моя состоит из четырех модулей для 7 – 8-х классов. Подросткам я должна передать свой опыт. Программа воспитывает любовь к старшим, прививает национальные традиции, – рассказывает педагог.

Помимо бурятской кухни, она представила и сувениры, изготовленные на уроках детьми: куклы, обереги из бисера, животные, свалянные из шерсти. Хотя Оюна Жергалова – педагог бурятского языка, но она тесно работает с учителями ИЗО и технологии, и такое взаимодействие приносит свои плоды. 

БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Педагог Туяна Баторовна работает в детском саду № 59 учителем бурятского языка. Тема ее проекта – методика взаимотренажа на уроках бурятского языка. Эта методика предназначена для закрепления, повторения и тренировки пройденного материала. Она не требует особого запуска – для работы нужно подготовить только специальные карточки. В финале Туяна Баторовна провела небольшой мастер-класс для жюри «12 животных по восточному календарю».

321654987979797978

– В начале урока я провожу опрос, чтобы выяснить, сколько названий животных на бурятском языке знают дети. Дети разделяются на группы или пары и проводят взаимный опрос: «Какое это животное?». На следующее занятие усложняю задание, дети должны задать уже не один, а три вопроса: «Какое это животное? Какого цвета? Количество животных?». То есть по этой методике мы постоянно закрепляем пройденный материал, – рассказывает о своей методике педагог.

КУКЛЫ-НЕРАЗЛУЧНИКИ

Татьяна Геннадьевна Евсеева, педагог дополнительного образования Мухоршибирского центра дополнительного образования и учитель технологии Харашибирской 3-ей общеобразовательной школы, привезла на финал «кукол-неразлучников», держащихся за руки, которых в семейской культуре было принято изготавливать для молодоженов, чтобы скрепить узы их брака.

– Но я подумала, а почему бы не сделать таких же кукол, одетых в разные национальные костюмы, что будет символизировать единство народов, живущих в Бурятии, – рассказала этнопедагог. Сказано – сделано, и вот перед нами сувенир – символ толерантности.

ЧЕСНОК ЗАГАНА

Наталья Николаевна Иванова, директор Новозаганской средней общеобразовательной школы Мухоршибирского района и учитель английского языка, представила этнобренд села Новый Заган – экопродукт «чеснок Загана». Выращивание качественного экологически чистого чеснока было одной из давних традиций жителей Загана. На вырученные деньги жители в свое время строили дома, продавали чеснок в разные регионы.

Само село Новый Заган в свое время основали старообрядцы. Педагоги Новозаганской школы создают словарь топонимов и местного диалекта. Именно сохранению и изучению старообрядческой культуры и было посвящено выступление Натальи Николаевны.

«ДОБРЫЕ» КАМНИ

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Добрый» села Цубуктуй Кяхтинского района представил сувениры, выполненные в технике галечного искусства. Клубника, которая будто только сорвана с грядки, симпатичные птички на ветке, забавная картина «Первое свидание» и многое другое изготовили дети своими руками. Конечно, привезли лишь часть выставки, ведь это искусство довольно тяжелое, в самом прямом смысле слова. Танковый биатлон, например, ребята изготовили для своих шефов-военных, а у себя оставили копию поделки, которую мы и увидели в Доме дружбы. Овощная картина, на которой изображена корзина с овощами, собрана была совместными усилиями ребят. Каждый ребенок увидел в камне что-то свое: кто – огурец, кто – баклажан, кто – помидор, и собралась общая работа. Такой вид творчества развивает у ребенка внимание и воображение. Для сбора «материала» ребята вместе с педагогами специально выезжают на природу – на Гусиное озеро, на Селенгу. Сувениры наполнены добротой и теплом детских рук.

ПОДАРКИ И УЛЫБКИ

Жюри конкурса, а в него вошли четыре кандидата и один доктор педагогических наук, определило победителей. Обладателем гран-при в номинации «этно мастер» стала Оюна Жергалова, учитель бурятского языка школы №19 г. Улан-Удэ. Гран-при в номинации «этно педагог» получила Лариса Сахиева, учитель начальных классов Тэгдинской общеобразовательной школы. Победителям и участникам конкурса вручили бесценный методический инструментарий: УМК «Байкальская этника», мобильное приложение к смартфонам «Этнословарик 3D+» на русском, бурятском и татарском языках, видеосказки, живые прописи «Необыкновенные истории байкальского камушка» и настольную игру «Байкальская этника».

– Главная «ценность конкурса – в обращении к нашему прошлому, историческим корням и дружбе народов многонациональной Бурятии как объединяющему фактору, – отметила председатель жюри конкурса, директор Института непрерывного образования Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, кандидат педагогических наук Марина Цыренова. Впервые проведенный в республике конкурс этномастерства планирует стать доброй ежегодной традицией.

Источник