Новая жизнь ненецкой песни

ненцы
517 рейтинг
52 голосов

Песня может найти своего слушателя не сразу после появления на свет, а спустя годы и даже десятилетия. Пока она «зреет», найдётся автор, готовый донести до зрителя сакральный смысл слов, и музыкант, подобравший нужные аккорды. В проекте «Вынгы’ сё”» всё сложилось именно так, и теперь есть шанс, что ненецкая песня, уходящая вместе с её носителями, зазвучит из уст молодого поколения музыкантов.

ИЗ НЕОКЛАССИКИ В ЭТНОМУЗЫКУ

Мы находимся у рабочего кабинета Игоря во Дворце культуры «Арктика». Вот-вот придёт съёмочная телевизионная группа, чтобы снять сюжет про «Вынгы’ сё”» – проект по созданию семи музыкальных композиций на основе ненецкого фольклора. Пока есть несколько минут, спрашиваю, как рождается музыка к ненецким песням.

– Эти треки не просто песня – они несут информацию. Тамара мне подсказывает, какой там герой, какая история, что означает название. У нас на одну песню может быть по два трека. Был даже момент, когда одна и та же песня звучит в миноре и мажоре, и мы не знали, какой вариант выбрать – и тот вариант офигенный, и тот, – глаза собеседника загораются, он сыплет на меня музыкальные термины и начинает жестикулировать.

– Есть соло – то, что мы записали изначально. Я начинаю создавать аранжировку, то есть аккорды непосредственно, саму музыкальную материю. После у Тамары приходит идея дополнить её: прописать вокальную партию на 2–3 голоса. Можно сказать, создаётся многоэтажный дом. А музыку мы видим сквозь, не поперёк. Я думаю, что самое интересное зарождается, когда переслушивая несколько раз одну композицию, ты для себя открываешь новое, что там внутри звучит.

Игорь Сабатович выступает композитором в проекте. Окружная аудитория знает его как артиста оркестра и ансамбля, художественного руководителя вокально-инструментальной студии Current process. Игорь – мультиинструменталист. В совершенстве владеет саксофоном, фортепиано, играет на дудуке и бас-гитаре. Выпускник консерватории им. М. И. Глинки в Нижнем Новгороде и бакалавр Московской международной академии, приверженец неоклассики. Этот стиль включает в себя элементы классики и современной поп, рок и электронной музыки. Как у него получается создавать этнические мелодии с помощью бубна, детской ненецкой игрушки жужжал- кивывко и шумовых инструментов – копытки и рожки оленя – он и сам не знает.

– У нас есть холст, красной кистью мы рисуем объект – это вокал. А потом количество вариантов может быть с шестью нулями. Таинство какое-то. Как оно получается? Я не знаю. Прослушиваю записанный голос, одну ноту нажал и встал через семь часов. Причем не так что: «Не встану, пока не сделаю это». Нет, я поглощён процессом. Это интересно, сложно, загадочно и очень важно. Потому что это культура. Самое интересное, что не будь голоса, такое никогда бы не написал. Я как бы иду за голосом и подставляю инструменты, гармонию, бубны, синтезаторы, голос, аранжировку – это всё перекликается, – Игорь прерывается, здоровается с подоспевшей Тамарой, съёмочной группой, и мы заходим в его кабинет.

В ХОД ИДУТ КОСМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

По периметру комнаты стоят пюпитры, синтезаторы, барабанная установка, расставлены колонки, микрофоны на стойках, на стене висит гитара. От всего множества предметов идут провода, ведущие к усилителям звука. Никакого бубна, рожек и копытец рядом с музыкальными собратьями не наблюдается.

Пока автор проекта Тамара Выучейская даёт интервью, интересуюсь у Игоря: «Привычные гитару и баян тоже используешь в работе?».

– Если только синтезированные. В оригинале может быть звук баяна, но он настолько видоизменён, что вся национальная принадлежность теряется. То есть он становится уже этническим инструментом, – рассуждает на излюбленную тему музыкант. – А этнический инструмент – это же космический инструмент. Если взять фортепиано, балалайку, баян, то мы чётко можем определить звук. Это все национальная принадлежность как ни крути, кроме фортепиано. А этнический инструмент трудно идентифицировать. Например, ударная индийская установка и болгарская, их же не отличишь. Они как бы космические, всенародные.

Ещё Игорь упомянул своего любимого композитора Ханса Циммера. Он пишет музыку к популярным кинофильмам и компьютерным играм. То, что саундтреки молодого музыканта тоже останутся в истории и прозвучат не только на окружной, но и международной сцене, сомневаться не приходится. И этому есть подтверждение: вторая песня проекта «Харта не тэта не» («Сама женщина, сама оленевод») на музыку Игоря Сабатовича вошла в шестёрку победителей конкурса Google Россия «Вместе на своём».

МАЛОЗЕМЕЛЬСКАЯ ТУНДРА – РОДИНА ТАЛАНТОВ

Песня «Харта не тэта не» старше Тамары более чем в два раза. Она ждала своего исполнителя в уникальном сборнике «Эпические песни ненцев» с 1959 года. Слова записала собиратель фольклора народов Севера Зинаида Куприянова в Нельмином Носе от Варвары Петровны Тайбарей, 1904 года рождения. Известный этнограф вспоминала: «Варвара Петровна в то время работала в самом посёлке и в свободное время охотно соглашалась нам диктовать». Предки Тамары Выучейской тоже с Малоземельской тундры. Возможно, поэтому молодой девушке удаётся так убедительно петь про сильную тундровичку-оленевода.

– Мама рассказывала про мою прабабушку: Выучейская (в девичестве Хатанзейская) Варвара Николаевна родилась до революции, в 1914 году. Была родом из Канинской тундры. Когда во время войны её муж, Выучейский Пётр Александрович, был на фронте, ей пришлось самой пасти оленей, – говорит Тамара в интервью телеканалу.

После корреспондент просит спеть песню, созданную в рамках проекта. Звучит первая композиция «Лохортако’ мун’» («Звон родников») и хрустальный голос Тамары. Слова ненецкой песни гармоничны вокалистке, словно она каждый день говорит на языке своей прабабушки.

– Ненецкий язык очень мелодичен, легко ложится на музыку, – отвечает девушка на привычный вопрос про сложность пения на ненецком. – Учитывая, что я слышала в детстве, как звучат эти песни, как они произносятся, проблем с исполнением не было.

ТАМАРА: «МОИ ПРЕДКИ СЛЫШАТ МОЙ ГОЛОС»

Вообще, в роду Выучейских-Талеевых талантов много: папа – художник Павел Выучейский, тётя – художница Надежда Выучейская, бабушки Талеева Клара Петровна и Помылева Анастасия Аристарховна, знавшие старинные ненецкие песни, дедушка Выучейский Александр Петрович прекрасно пел и играл на баяне. Девушка продолжила творческую династию и окончила Санкт-Петербургский институт культуры по направлению «Эстрадно-джазовое песние». Параллельно выступала на сцене, преподавала вокал маленьким нарьянмарцам. А потом захотелось вернуться к корням, и случился молодёжный форум, где молодой музыкант выиграла 530 тысяч рублей от Росмолодёжи. Это грант на создание ненецких песен, которые будут звучать на большой сцене и в детских садах, на фестивалях и у очага чума.

– Помню, бабушка сидит дома, что-нибудь напевает. Я тогда не вслушивалась в слова, не придавала им значения, это было фоном. После того как бабушки ушли, пришло осознание, что песни тоже уходят, и надо это кому-то возрождать, а уже не у кого спросить. Тем более я с музыкой решила связать свою жизнь, тут сам Бог велел, – раскрыла секрет единения с ненецкой песней молодой музыкант. – Когда пою песню, думаю о своих корнях. Я верю в память рода и уверена, что мои предки слышат мой голос...

Читать дальше в формате PDF