Оленина, шаманизм и крайний Север: как сохранить традиции эвенков

Они были единым народом: одни жили на севере, другие — на юге. Одни кочевали на оленях, вторые — на лошадях. Однажды духи развели их судьбы: одни остались глубоко на севере, а вторые — растворились в народах Монголии и Бурятии.
Коренные народы Забайкалья — эвенки или, по-старому, тунгусы заселяли всю территорию края. На юге Забайкалья в степях жили конные эвенки. На севере в лесах — эвенки-оленеводы. В 17–18 веках произошло слияние конных эвенков с народами Монголии и Бурятии. Северные же эвенки остались в Каларском районе. Сейчас насчитывается около 500 их представителей.
Жилище
Жилищем лесным эвенкам служил переносной чум и стационарная постройка голомо. Для сооружения зимних чумов использовали шкуры оленей. Для летних — кору дерева.
Примерно раз в год эвенки перекочёвывали на расстояние 1,5—2 тысячи километров.
После кочёвки чум должна была ставить женщина, как и быть хозяйкой в нём.
Внутри чума использовали большие кумаланы-ковры, их шили обязательно с узорами. Узор зависел от фантазии мастериц, но обычно строился в шахматном порядке. Такой ковёр был украшением. Ими застилали постель. Для шитья подбирали лучший материал. Брали кусочки шкур: медведя, оленя, лисицы. Использовали лобаши — шкуры с головы любого животного.
Буряты и монголы называли северных эвенков орочонами. Что в переводе с монгольского «оленевод».
Мужчина — кормилец и глава семьи
Большая часть орочонов занималась оленеводством, охотой и рыбной ловлей.
Зимой кочевали малыми семьями, промышляя пушнину.
Отношения в общинах и с природой выстраивались по правилам, которые зовутся иты и оде.
Охотничьими трофеями с родственниками и соседями эвенки делились по особому обычаю — нимату.
У эвенков-оленеводов сохраняется вера в духов — шаманизм. «Шаман» в переводе с тунгусского означает «исступлённый». Шаманом мог стать не каждый. Человек должен обладать специальным даром — утха. Носителем утхи можно стать после заболевания, получить по наследству от близкого родственника или если в человека попадёт молния и он останется жив.
Шаманы применяют лечебные практики, общаются с духами. Возвышаются культы духов-хозяев, верховного небесного божества Буга, доброго духа Сэвэки, духов огня, воды, ветра и других. Также орочоны верили и во вредных духов — абахов. Главный атрибут шамана — его бубен, колотушка. Никто другой не может прикасаться к вещам шамана.
Проклятый взгляд Читинской шаманки
В Забайкальском краевом краеведческом музее имени А. К. Кузнецова находится статуя шаманки, сделанная в 1895 году по образу реальной эвенкийки Далаевой, которая жила в конце 19 века.
Слепок рук и лица Далаевой из воска выполнен В. И. Сухомлиным — русским революционером и народовольцем, который отбывал 15-летнюю каторгу в районе Нерчинска.
Одежда шаманки подлинная. Костюм состоит из 714 предметов, всё сохранено до мелочей.
Городская легенда гласит, что если пристально и долго смотреть шаманке в глаза, то она поймает твой взгляд и заглянет в глаза. Говорят, что смотрящий сойдет с ума или случится что-то похуже. Молва несёт, что это произошло по крайней мере с двумя сотрудниками музея. Широко известна также байка, что шаманку убили и засушили, а из-за стекла на вас смотрит настоящая мумия.
Какая хозяйка, таков и быт
Главными по хозяйству в чуме всегда были женщины. Они готовили пищу, убирали, присматривали за детьми и шили одежду.
Зимняя одежда изготавливалась из шкур, летняя — из сыромятной кожи — ровдуги. Обычно носили шубы, меховые шапки, штаны из кожи косули. На ногах — унты. С 19 века в одежде использовали сукно, которое покупали у русских. Одежду украшали ровдужной бахромой, вышивкой подшейным волосом оленя и бисером. Использовалась также аппликация и роспись охрой по ровдуге. Женщины носили нагрудники. В их центре располагалось бронзовое круглое зеркало. Считалось, что злые духи, подлетая к зеркалу, видят себя и улетают обратно.
Посуда в основном была деревянная. Чашки мастерили из берёзового нароста — капы. Его спиливали, выдавливали ёмкостью, получалось очень прочная посуда. Глиняной посуды почти не было: позже эвенки у русских покупали глиняную посуду, медные котелки. Еду хранили на деревьях в лабазах — ящиках в виде домика. Кору с деревьев снимали для хозяйственных нужд, поэтому ствол дерева оставался голым. По такому ни зверь, ни грызун не мог добраться до продовольствия.
Женщины носили нагрудники. В их центре располагалось бронзовое круглое зеркало. Считалось, что злые духи, подлетая к зеркалу, видят себя и улетают обратно.
Жизнь эвенков была тяжёлая и примитивная
Для борьбы с авитаминозом и цингой они пили ещё тёплую кровь убитых животных и ели свежую сырую печень. Пищей им служило мясо оленей, кукура — вяленое на дыму козье мясо. Как и якуты, тунгусы ели строганину — сырое мёрзлое мясо животных и рыбы. Зимой тунгусы перегораживали кольями маленькие речки. Так рыба зимой будет оставаться в ямах около этих кольев. Достать её было проще простого — нужно было только выдавить рыбу изо льда. Ловились в основном ленок, хариус, таймень.
Лучший транспорт в оленьей упряжке
Оленья упряжь эвенков удивляет своей простотой — это по сути узда и лямка на двух оленей. Ноябрь у эвенков называется хукдарпи — «время глубокого снега, сильного мороза».
Как только выпадает первый снег, у древнего народа начинается сезон охоты. Один из главных атрибутов зимней охоты для эвенков — лыжи. Они ниже роста человека — более короткие, по сравнению с лыжами других народов, но широкие, достигают 2628 см, и изогнутые. Для изготовления лыж эвенк долго искал лиственницу или ель. Доски тщательно ровняли. Готовые заготовки с заострёнными концами вставляли в рамку, чтобы получились три выгиба. В рамках их высушивали. Женщины готовили камусы по 25 штук— вставки из шкурки оленя под грузовой площадкой, в центральной части лыжи. Лыжный ремень делали из старой лосиной выделанной кожи, смазывали жиром, продевали в средние отверстия лыжи и укрепляли крест-накрест.
Сохранить культуру для потомков
Сегодня на Каларской земле насчитывается около 500 представителей коренных малочисленных народов Севера Забайкалья. Важная задача стоит перед старшим поколением: передать и сохранить обычаи предков с подрастающим поколением.
«Оленеводство сохранилось только в Каларском районе. Активной работой с коренными жителями мы пытаемся возродить эту отрасль и в других районах. Ещё осталось среднее поколение эвенков, которые когда-то работали в оленеводстве. Они ещё могут жить в тайге, но в новых условиях: в утеплённых палатках, с тёплыми походными банями, электрической техникой и интернетом, с мотонартами и вездеходами. Думаю, при настойчивости эту идею поддержит и молодёжь, как это происходит в Каларском районе, где половина оленеводов люди в возрасте до 35 лет», — Инна Ферко, президент Забайкальской региональной общественной организации «Ассоциация малочисленных народов Севера».
Компания «Удоканская медь» осуществляет Программу поддержки сообщества эвенков. Она помогает сохранить традиционный образ жизни, традиции и культуру эвенков. В каларском районе Инна проводит занятия для эвенкийских детей и молодёжи по декоративно-прикладному искусству и фольклору народов Севера Забайкалья при поддержке «Удоканской меди». Компания постоянно занимается социальной деятельностью и проектами в Забайкалье. Весь прошлый год ребята мастерили изделия по онлайн-урокам. Теперь у них есть возможность отработать свои навыки: мастер-классы для молодёжи проводятся и очно.
Оригинал статьи