Оленина, шаманизм и крайний Север: как сохранить традиции эвенков

photo_2021-01-26_15-.jpg
0 рейтинг
0 голосов

Они были единым народом: одни жили на севере, другие — на юге. Одни кочевали на оленях, вторые — на лошадях. Однажды духи развели их судьбы: одни остались глубоко на севере, а вторые — растворились в народах Монголии и Бурятии.

Коренные народы Забайкалья — эвенки или, по-старому, тунгусы заселяли всю территорию края. На юге Забайкалья в степях жили конные эвенки. На севере в лесах — эвенки-оленеводы. В 17–18 веках произошло слияние конных эвенков с народами Монголии и Бурятии. Северные же эвенки остались в Каларском районе. Сейчас насчитывается около 500 их представителей.

Жилище

Жилищем лесным эвенкам служил переносной чум и стационарная постройка голомо. Для сооружения зимних чумов использовали шкуры оленей. Для летних — кору дерева.

Примерно раз в год эвенки перекочёвывали на расстояние 1,5—2 тысячи километров.

После кочёвки чум должна была ставить женщина, как и быть хозяйкой в нём.

Внутри чума использовали большие кумаланы-ковры, их шили обязательно с узорами. Узор зависел от фантазии мастериц, но обычно строился в шахматном порядке. Такой ковёр был украшением. Ими застилали постель. Для шитья подбирали лучший материал. Брали кусочки шкур: медведя, оленя, лисицы. Использовали лобаши — шкуры с головы любого животного.

Буряты и монголы называли северных эвенков орочонами. Что в переводе с монгольского «оленевод».

Мужчина — кормилец и глава семьи

Большая часть орочонов занималась оленеводством, охотой и рыбной ловлей.

Зи­мой ко­че­ва­ли ма­лы­ми семья­ми, про­мыш­ляя пуш­ни­ну.

Отношения в общинах и с при­ро­дой выстраивались по пра­вилам, которые зовутся иты и оде.

Охотничьими трофеями с родственниками и соседями эвенки делились по особому обычаю — нимату.

У эвенков-оленеводов сохраняется вера в духов — шаманизм. «Шаман» в переводе с тунгусского означает «исступлённый». Шаманом мог стать не каждый. Человек должен обладать специальным даром — утха. Носителем утхи можно стать после заболевания, получить по наследству от близкого родственника или если в человека попадёт молния и он останется жив.

Шаманы применяют лечебные практики, общаются с духами. Возвышаются культы духов-хозяев, верховного небесного божества Буга, доброго духа Сэвэки, духов огня, воды, ветра и других. Также орочоны верили и во вредных духов — абахов. Главный атрибут шамана — его бубен, колотушка. Никто другой не может прикасаться к вещам шамана.

Проклятый взгляд Читинской шаманки

В Забайкальском краевом краеведческом музее имени А. К. Кузнецова находится статуя шаманки, сделанная в 1895 году по образу реальной эвенкийки Далаевой, которая жила в конце 19 века.

Слепок рук и лица Далаевой из воска выполнен В. И. Сухомлиным — русским революционером и народовольцем, который отбывал 15-летнюю каторгу в районе Нерчинска.

Одежда шаманки подлинная. Костюм состоит из 714 предметов, всё сохранено до мелочей.

Городская легенда гласит, что если пристально и долго смотреть шаманке в глаза, то она поймает твой взгляд и заглянет в глаза. Говорят, что смотрящий сойдет с ума или случится что-то похуже. Молва несёт, что это произошло по крайней мере с двумя сотрудниками музея. Широко известна также байка, что шаманку убили и засушили, а из-за стекла на вас смотрит настоящая мумия.

Какая хозяйка, таков и быт


Главными по хозяйству в чуме всегда были женщины. Они готовили пищу, убирали, присматривали за детьми и шили одежду.

Зим­няя оде­ж­да изготавливалась из шкур, лет­няя — из сыромятной кожи — ров­дуги. Обычно носили шубы, меховые шапки, штаны из кожи косули. На ногах — унты. С 19 века в одежде использовали сукно, которое покупали у русских. Оде­ж­ду ук­ра­ша­ли ров­дуж­ной ба­хро­мой, вы­шив­кой под­шей­ным во­ло­сом оле­ня и би­се­ром. Использовалась так­же ап­пли­ка­ция и рос­пись ох­рой по ров­ду­ге. Женщины носили нагрудники. В их центре располагалось бронзовое круглое зеркало. Считалось, что злые духи, подлетая к зеркалу, видят себя и улетают обратно.

Посуда в основном была деревянная. Чашки мастерили из берёзового нароста — капы. Его спиливали, выдавливали ёмкостью, получалось очень прочная посуда. Глиняной посуды почти не было: позже эвенки у русских покупали глиняную посуду, медные котелки. Еду хранили на деревьях в лабазах — ящиках в виде домика. Кору с деревьев снимали для хозяйственных нужд, поэтому ствол дерева оставался голым. По такому ни зверь, ни грызун не мог добраться до продовольствия.

Женщины носили нагрудники. В их центре располагалось бронзовое круглое зеркало. Считалось, что злые духи, подлетая к зеркалу, видят себя и улетают обратно.

Жизнь эвенков была тяжёлая и примитивная


Для борьбы с авитаминозом и цингой они пили ещё тёплую кровь убитых животных и ели свежую сырую печень. Пищей им служило мясо оленей, кукура — вяленое на дыму козье мясо. Как и якуты, тунгусы ели строганину — сырое мёрзлое мясо животных и рыбы. Зимой тунгусы перегораживали кольями маленькие речки. Так рыба зимой будет оставаться в ямах около этих кольев. Достать её было проще простого — нужно было только выдавить рыбу изо льда. Ловились в основном ленок, хариус, таймень.

Лучший транспорт в оленьей упряжке


Оленья упряжь эвенков удивляет своей простотой — это по сути узда и лямка на двух оленей. Ноябрь у эвенков называется хукдарпи — «время глубокого снега, сильного мороза».

Как только выпадает первый снег, у древнего народа начинается сезон охоты. Один из главных атрибутов зимней охоты для эвенков — лыжи. Они ниже роста человека — более короткие, по сравнению с лыжами других народов, но широкие, достигают 2628 см, и изогнутые. Для изготовления лыж эвенк долго искал лиственницу или ель. Доски тщательно ровняли. Готовые заготовки с заострёнными концами вставляли в рамку, чтобы получились три выгиба. В рамках их высушивали. Женщины готовили камусы по 25 штук— вставки из шкурки оленя под грузовой площадкой, в центральной части лыжи. Лыжный ремень делали из старой лосиной выделанной кожи, смазывали жиром, продевали в средние отверстия лыжи и укрепляли крест-накрест.

Сохранить культуру для потомков


Сегодня на Каларской земле насчитывается около 500 представителей коренных малочисленных народов Севера Забайкалья. Важная задача стоит перед старшим поколением: передать и сохранить обычаи предков с подрастающим поколением.


«Оленеводство сохранилось только в Каларском районе. Активной работой с коренными жителями мы пытаемся возродить эту отрасль и в других районах. Ещё осталось среднее поколение эвенков, которые когда-то работали в оленеводстве. Они ещё могут жить в тайге, но в новых условиях: в утеплённых палатках, с тёплыми походными банями, электрической техникой и интернетом, с мотонартами и вездеходами. Думаю, при настойчивости эту идею поддержит и молодёжь, как это происходит в Каларском районе, где половина оленеводов люди в возрасте до 35 лет», — Инна Ферко, президент Забайкальской региональной общественной организации «Ассоциация малочисленных народов Севера».

Компания «Удоканская медь» осуществляет Программу поддержки сообщества эвенков. Она помогает сохранить традиционный образ жизни, традиции и культуру эвенков. В каларском районе Инна проводит занятия для эвенкийских детей и молодёжи по декоративно-прикладному искусству и фольклору народов Севера Забайкалья при поддержке «Удоканской меди». Компания постоянно занимается социальной деятельностью и проектами в Забайкалье. Весь прошлый год ребята мастерили изделия по онлайн-урокам. Теперь у них есть возможность отработать свои навыки: мастер-классы для молодёжи проводятся и очно.

Оригинал статьи