"Пашенные", Аллах и поклонные кресты: Как прошла "православная" экспедиция по Амге

logo-rus
10 рейтинг
1 голосов

Что предшествовало Амгинской экспедиции?

В Амгинском улусе образовался интересный русско-якутский субэтнос – "пашенные" или "бааһынай". Они сохранили православную культуру, славянские элементы в гармонии с якутским укладом жизни. Пашенные до сих пор занимаются земледелием на плодородных землях "якутской Швейцарии", как это было изначально.

На амгинской земле происходили самые острые и кровавые эпизоды Гражданской войны. Белогвардейцы стремились захватить Якутск, но были разбиты в Амге. После революции церкви в Якутии использовались как утилитарные строения – склады, клубы или даже коровники. В конце концов они исчезали.

В Амгинском улусе якутское отделение ВООПИК обнаружило три места, где раньше стояли церкви. В память о них на этих местах активисты организации установили памятные кресты с табличками. Что значит "установили"? Это значит, что краевед, историк, секретарь ЯГО ВООПИК Александр Дьяконов совместно с общественницей, краеведом из Амги Алёной Доброскокиной провели научную работу по истории. Этим они занимались около года.

Затем председатель ЯГО ВООПИК Андрей Высоких профинансировал изготовление массивных крестов и табличек. Амгинский умелец Алексей Эверстов в свою очередь изготовил кресты. Кстати, отец Павел отозвался о крестах, как об очень правильных, соответствующих канонам.

Далее экспедиция отправилась в Амгинский улус устанавливать кресты. В состав экспедиции, помимо членов ВООПИК, вошли амгинские общественники-краеведы, представители Управления охраны памятников истории и культуры и местных властей.

В селе Олом-Кюёль делегацию встретил Егор Николаевич Кузьмин – эксперт и свидетель событий, связанных со сгоревшей церковью. Он был ребёнком, когда церковь была клубом. Кузьмин поделился своими воспоминаниями о том, как всё происходило.

На второй день экспедиции крест был установлен в местности Аллаах. Некоторые говорят, что здесь жили татары, вследствие чего местность получила такое название. Татары, действительно жили неподалеку, но местность называется так не по этой причине. Просто "аал" – по-якутски означает гребное судно, соответственно Ааллах – что-то типа "Лодочное". Здесь ранее была торговая пристань.

В селе Аллах экспедицию встретил Тимофей Трофимович Никифоров – амгинский краевед, работающий с архивами Якутии. Он также рассказал истории Болугурской Николаевской церкви и первых священников. Местная жительница Екатерина Аманатова поделилась фотографиями своих предков, связанных с церковью. Оказалось, что ее дед служил священником Болугурской Николаевской церкви.

«Якутский человек не зря пришел от язычества к православию»

Ярким моментом экспедиции стал приезд в село Покровка – столицу пашенных. Здесь гостей встретили максимально гостеприимно и с фанфарами. Выступили музыкальные коллективы и певцы из местных. Концерт получился по-настоящему фееричным. На фоне умопомрачительного пейзажа над рекой напротив километров зеленых лугов и горы. Эдакий зеленый каньон. А над этим каньоном стоит новая часовня, свежая и красивая.

Гости отведали каравай с солью, послушали песен. Согласитесь, удивительно наблюдать в якутской глубинке на фоне какого-то чуть ли не альпийского пейзажа людей славянской и якутской внешности и метисов в старинных русских одеждах, поющих русские народные песни. Затем "сап саха" играли на кырыымпе и якутских музыкальных инструментах. Всех покорил парень в якутских сапогах, исполнивший «Выйду в поле с конем». Его требовали на бис. Кстати, на таких мероприятиях гораздо мощнее ощущается душевность, чем, например, на городских концертах.

Важной частью мероприятий экспедиции стал священный молебен в честь 200-летия Амгинской преображенской церкви. Для его проведения в Амгу специально прибыл протоирей Якутской епархии – отец Павел.

— Якутский человек был крещен совсем недавно, поэтому православное сознание было в зародышевом состоянии. Сейчас мы созидаем якутскую народную религию. Но якутский человек не зря пришел от язычества к православию. Это сейчас язычество облагорожено православием, а раньше оно было нелегким. Говорят, что нас заставили креститься насильно. Но если бы так, в том же Олом-Кюеле такого шикарного храма бы не было. Почитайте, как люди возили по бревнышку на быках. Никто никого не заставлял – это было личное желание человека. Попробуйте силой заставить – появился бы Манчаары, который сжигал бы эти храмы. Храмы если и сгорали, но только по нерадению, а не как террористические акты со стороны языческого сознания, - подытожил отец Павел.

По итогам экспедиции своими впечатлениями и мыслями поделились ее участники.

Николай Макаров, руководитель Управления по охране объектов культурного наследия Якутии:

— В Амгинском улусе отметили 200-летие Амгинской Преображенской церкви. Она была построена в 1824 году на средства прихожан и священника Алексея Дьячковского. В 1931 году здание церкви сгорело. Мероприятия, посвященные 200-летию церкви, прошли в нескольких населенных пунктах улуса. Организаторами выступили администрации Амгинского улуса, Якутское городское отделение ВООПИК, администрации наслегов Амгинского улуса и прихожане Амгинской церкви. Управление по охране объектов культурного наследия республики выразило благодарность ответственному секретарю ЯГО ВООПИК Александру Дьяконову и энтузиастам из Амгинского улуса – заместителю главы улуса Ньургуйане Илларионовой и учителю, и краеведу Алене Доброскокиной.

Андрей Высоких, председатель Якутского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

— Мы обязаны помогать местным властям в сохранении и возрождении истории. ЯГО ВООПИК помогло Амге, поскольку у нас там есть друзья и очень активный амгинский приход. Поэтому, даже не выиграв грант, мы организовали все на свои деньги. На личном энтузиазме поехали в Амгинский улус и сделали запланированное. Проехались по тем местам, где раньше стояли храмы. Поставили поклонные кресты. Встретились с общественностью, с православными, с руководством Амгинского улуса. Это делается не для галочки, не для отчета перед вышестоящими структурами, а от чистого сердца. Обратно реакция была такой же. Везде по району живут замечательные люди. Многие говорили – да, мы немного отошли от веры, но тем не менее, их предки были православными.

В связи с этим полагаю, что в Амге нужно делать полноценный православный храм. Но пока сами люди этого не захотят, ничто само собой не появится – всё это только по желанию жителей. И всю жизнь церкви и часовни строились на деньги меценатов. Поэтому если после нашей экспедиции что-то поменяется, думаю, это будет замечательно.

Нюргуяна Илларионова, заместитель главы Амгинского улуса по социальным вопросам:

— Администрация Амгинского улуса выражает благодарность руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Макарову Николаю Афанасьевичу, председателю ЯГО ВООПИК Высоких Андрею Анатольевичу и ответственному секретарю ВООПИК Дьяконову Александру Васильевичу за инициативу и организацию проекта «История православных храмов Амгинского улуса», посвященного 200-летию Амгинской Преображенской церкви. Совместно с ними были установлены поклонные кресты по маршруту Олом-Кюёль – Аллах, размещены информационные таблички в стенах Болугурской Николаевской и Абагинской Николаевской церквей. Особая благодарность выражается отцу Павлу, который освятил Болугурскую Николаевскую церковь и Белогорскую Николаевскую церковь на горе Короленко. В экспедиции приняли участие многие жители Амгинского улуса, включая глав наслегов. Цель проекта – сохранить историю православных храмов и передать ее будущим поколениям. Поклонные кресты были изготовлены руками местного жителя Алексея Гаврильевича Эверстова, который сделал их согласно канонам и правилам.

Таким образом, экспедиция объединила многих людей. Мы поддерживали и дальше будем поддерживать людей, которые не на словах, а на деле воплощают в жизнь свои идеи и увековечивают память о духовности Амгинского улуса.

Алена Доброскокина, учитель, краевед и общественник:

— Мы должны были выявить неизвестные факты из истории Амгинских православных храмов, установить памятные информационные таблички. С участием руководителей наслегов, краеведов, прихожан, жителей сел Олом-Куель, Покровка, Бологур, Амга, Абага был пройден исторический маршрут по местам православных храмов Амгинского улуса. В основе культуры пришедших на Амгинскую землю русских землепашцев стояла православная вера. Все храмы с приходом Советской власти были утрачены.

За всей этой важной для амгинцев исторической и духовной работой стоит человек, без идей, энергии и веры которого не состоялась бы эта поездка. Это Александр Васильевич Дьяконов – ответственный секретарь ЯГО ВООПИК. Их подарок для амгинских прихожан храма-часовни Александра Невского – образ Спаса Нерукотворного 17 века теперь будет святыней, напоминающей о пройденном пути.

Огромную благодарность от лица всех участников экспедиции выражаем главе Амгинского наслега Михаилу Артемьеву и заместителю главы Нюргуяне Илларионовой.

Александр Дьяконов, ответственный секретарь ЯРО ВООПИК:

— Я очень рад. Амга – самая хлебосольная земля, а 200-летие Амгинской преображенской церкви – это важная дата для православного мира. Огромное спасибо одному из создателей проекта Алене Доброскокиной, благодаря архивной деятельности которой он во многом осуществился. Отрадно, что всё запланированное нами осуществляется. Также я испытываю чувство благодарности всем, кто принял участие в нашей экспедиции и оказал ей содействие.

***

Но это не всё. Как отметила Алена Доброскокина, День Амги 11 сентября станет завершающим этапом экспедиции. Закончится работа в архивах, будут подведены итоги летней поездки, отец Павел проведет молебны на местах утраченных церквей. В храме-часовне на август месяц запланирован ремонт. В сентябре состоится фестиваль русской песни «Колокольный звон». По результатам экспедиции будет разработан паломнический маршрут.

Так что интересные события нас ждут еще осенью.