Под белой лилией

лил.jpg
20 рейтинг
2 голосов

В историческом сердце города, у всех на виду, и в то же время укромно скрытая от посторонних глаз, расположилась синагога Пензы. Ей больше сотни лет: в 1900 году Ицхак Франт, первый староста еврейской общины, отдал под синагогу свою усадьбу на Рождественской улице (ныне – М.Горького). Ольга Бинус спешит сюда каждую неделю – в воскресную школу. «Деловой» тоже заглянул под эти старинные своды и теперь знает, чем живёт еврейская молодёжь Пензы, какими играми встречает Рош-а-Шана (Новый год) и о чём свято хранит память.

Точка притяжения

– Оля, мало кто знает, что в Пензе есть синагога, да ещё с такой историей. Много в ней собирается молодёжи?

– Да, синагога у нас, правда, особенная. Работала и до войны, и во время, а напротив, где сейчас стоят танки у городской администрации, пекли мацу – такой пресный хлеб, толщина его, как у листочка бумаги. Так что в этом месте сосредоточена вся жизнь еврейской общины, и всех приезжающих в наш город друзей и знакомых мы, в первую очередь, ведём сюда. Еврейской молодёжи в Пензе немного, но мы стараемся держаться вместе. И работа с молодёжью ведётся интересная, разноплановая. Есть несколько всероссийских проектов, а у нас – их региональные площадки.

– А лично ты в каком возрасте осознала свою национальность?

– Это было изначально – дома всегда была тема еврейства. У меня родители даже в еврейском центре познакомились (улыбается). Мы с сестрой с детства ходили в воскресную школу. А теперь я преподаю в ней сама. Раввин предложил, а я с удовольствием согласилась, мне всегда нравилась педагогика, общение с детьми и молодёжью. Подобная история и с еврейским лагерем в Самаре. Сначала ездила сама, потом стала вожатой-педагогом. И так многие мои ровесники: выросли – и приезжают поработать летом.

– Чему учишь деток в воскресной школе?

– Мы недавно включились в международный проект и работаем по очень хорошей израильской программе со своими героями, персонажами – детям нравится! Всё построено на принципах неформального образования, даже изучение традиций, которые я как раз преподаю. Например, с историей про Авраама и Сару, первых евреев, мы знакомимся, будто листая ленту фейсбука! На наших занятиях много общения и игровых форматов. Интересно и мне, и ученикам. Кроме моих занятий, дети ещё занимаются рукоделием и техническим творчеством, например, робототехникой.

Возможности рядом

– Интересно. А какие форматы работают для молодёжи?

– Главных площадок две. Это «Гилель» – международная еврейская молодежная организация, филиалы которой есть по всему миру, в том числе и у нас. Молодёжь собирается на шаббат (священную субботу), играет в настольные игры, общается, недавно отмечали Рош-а-Шана – играли в квиз. Часто нас около 30 человек набирается – на мой взгляд, это очень хорошо для Пензы. Но всё же, хотелось бы, чтобы наш круг расширялся. Часто приходится находить молодёжь через бабушек и дедушек, которые ближе к жизни общины. Но иногда случается иначе: к еврейству приходят дети. А уже через них – родители. А не наоборот. Разные организации дают возможность молодёжи отправиться в десятидневную поездку в Израиль, посмотреть, чем живёт страна. Тель-Авив и Иерусалим произвели на меня впечатление: закрытый образ жизни в религиозных общинах соседствует с молодёжными тусовками – в этом контрасте весь колорит. Вторая площадка – это молодёжное движение «YAHAD». Если «Гилель» объединяет светскую молодёжь, то «YAHAD» – это уже более серьёзные темы, религиозные аспекты. Мы собираемся раз неделю на беседу с раввином и с лидером, то есть со мной. Обсуждаем исторические события, личные вопросы, темы на злобу дня, ведём дискуссии. «YAHAD» часто организует семинары, отлажена связь с другими городами. Для тех, кто активно участвует в жизни движения, организуются поездки в различные страны. Мне удалось побывать в Италии, Испании, Австрии… В каждой стране мы обязательно посещаем синагогу. Так я смогла попасть в главную синагогу Рима! Даже достопримечательности осматриваем в нашем контексте. Например, Колизей и евреи или еврейский квартал Барселоны с сохранившимися надписями, знаками. Кроме того, есть программы до восьми месяцев, уже с профессиональным компонентом. Например, для медиков. Можно и в специальность погрузиться, и выучить иврит, наконец (улыбается). Признаться, мне он до сих пор даётся непросто.

– Но ты его учишь, это уже здорово! На фестивале национальных автономий ты даже проводила мастер-класс по ивриту. Какие ещё еврейские традиции тебе особенно близки?

– Празднование Нового года – основной мы отмечаем осенью, а кроме него у нас их ещё несколько. Принято накрывать большой стол, подавать праздничные блюда. Ещё большой религиозный праздник – Ханука. Это праздник света, приуроченный к победе иудеев над греко-римскими захватчиками. Ханукальные свечи не гаснут в нашем доме восемь дней, в память о древнем чуде. Дети называют праздник неделей пончиков, потому что традиционно готовят именно их в это время.

Никогда больше

– Недавно, благодаря Центру «Холокост», я побывала на семинаре для журналистов на Северном Кавказе, на трагических местах массовых расстрелов еврейского населения. Тогда я подумала, что Пенза счастливая, её миновало горе Холокоста. Так ли это?

– Напрямую да. Я не знаю семей, кого это горе накрыло лично. Моя прабабушка приехала в Пензу после войны из Беларуси. Прадед воевал, дошёл до Берлина. Но эта тема не может обойти ни одного еврея. Я сама четыре раза была в Освенциме, прошла по этой земле с Маршем жизни. Поле. Посередине железная дорога, которая обрывается. Тупик. Точка невозврата. Нам раздают по карточке. С каждой – на тебя смотрят детские глаза. И тут ты отчётливо осознаёшь, что обязан помнить. Они, узники этого жуткого лагеря смерти, не стыдились своей национальности, и ты не должна. «Чтобы никогда больше», – на мой взгляд, ключевой посыл всего израильского национального мемориала Холокоста в Иерусалиме «Яд ва-Шем». Потрясает огромный бездонный колодец, стены вокруг которого – бесконечность личных дел. Взглядом можно обхватить тысячу. В этот момент осознаёшь пугающую цифру – 6 миллионов уничтоженных судеб. Не по себе совсем становится. Но потом маршрут выводит на балкон – и перед тобой расстилается прекрасный Иерусалим. Всё вокруг будто говорит: «Помни, что было, но не бойся идти дальше». И я следую этой мудрости моего народа.

КАК ЗВЕЗДА ДАВИДА ПОЯВИЛАСЬ В ИУДАИЗМЕ

Звезда Давида – главный символ иудаизма и евреев, изображён даже на флаге Израиля. Но откуда появился этот символ? Одна из версий связана с белой лилией. У древних иудеев этот цветок пользовался большой любовью, им украшали священные алтари, капители колонн храма Соломона. Так белая лилия стала ещё одним символом иудаизма. Исследователи полагают, что Звезда Давида как раз и представляет собой символ лилии как шестиконечного цветка.