Попробуй удмуртское в Большом Гондыре
Здесь живут всем гуртом – ведь «гурт» и есть деревня по-удмуртски.
Даже кашу они едят все вместе – из одного котла, правда, по праздникам. В косы девушкам вплетают серебряные монеты. А надевая новую одежду, обязательно дадут себя ущипнуть!
Буйские (по названию реки) удмурты живут на территории Пермского края с 17 века. В Куединском районе расположены компактно 10 удмуртских деревень, которые сохранили традиции предков. Их уникальность в том, что они избежали как христианизации, так и исламизации. Они являются сторонниками древней веры, которая своеобразна и интересна.
Например, здесь почитают верховного бога, его имя - ИНМАР. Ему совершаются самые большие моления. У него есть помощник – КЫЛЧЫН – он отвечает за посевы. Удмурты верили, что каждое утро он посещает дом и смотрит, как хозяйка прибрала.
Есть и богини : мать Солнца, мать Грома, мать Луны. У каждой природной стихии – воды, леса, поля – есть свой божественный покровитель. Есть и злой дух - КЕРЕМЕТ. В общей сложности удмурты знают и поминают сорок своих богов.
От веры зависят и быт, и праздники народа. В удмуртской деревне Большой Гондырь, например, совершаются особые моления в священных рощах. Самый распространенный праздник «Тол вӧсь» , что в переводе с удмуртского означает «зимнее моление». Оно проводится ночью, старейшины просят своих богов о благополучии, об урожае, о благоденствии в семейной жизни и в жизни деревни. Также в эту ночь приносят в жертву барашка, с мясом которого варится обрядовая каша. В котел бросают смесь из разных круп, собранных накануне у жителей села. На утро в рощу приходит вся деревня и жители окрестных сел. Все получают свою порцию “священной” каши, а вместе с ней – и всеобщее благополучие. Остатки каши везут по домам для своих семей, если кто-то из домочадцев не смог добраться до священной рощи в этот день.
Своеобразен и удмуртский национальный наряд. Это +1000 по «полотняному фольклору»! Особенно сложными и красочными выглядят женские наряды. Основа костюма - рубахи-платья «дерем» из полосатой пестряди; с фартуками ашшет и однотонными безрукавками – камзолами. Для изготовления женских рубах использовались разнообразные узорные ткани: сарапинка – в мелкую двухцветную клетку, шакмако – в крупную цветную клетку, арзя – с чередующимися двухцветными нитями, буй – в полоску.
И здесь снова включаются древние верования. Надевая новую одежду, говорят «от противного»: «Чтобы она через три дня износилась». Новое платье также нельзя надевать нестиранным. Пропуская одежду первый раз через голову произносили: «Остэ, Ипмаре ...» (Господи, Боже...). «Копя вурыз?» - «Сколько швов?», - спрашивали у человека, надевшего новую одежду и, в зависимости от ответа, столько же раз щипали его.
Каждый удмурт считает своей обязанностью в праздник надеть традиционный костюм - тот самый, который достался ему от предков. А женщины носят многочисленные серебряные украшения, которые передавались из поколения в поколение, сохранились от бабушек и прабабушек. Серебряные монеты вплетают даже в косу.
Удмурты любят родной язык, охотно и часто поют свои песни . Знаменитые «Бурановские бабушки» перепели по- удмуртски популярные хиты мировой эстрады. В каждой удмуртской деревне Пермского края есть свой фольклорный коллектив.
Попробовать удмуртское приезжайте в Большой Гондыр! Вас встретят гостеприимные и добросердечные люди!