Прикоснуться к родному

Screenshot from 2023-12-11 12-19-51
0 рейтинг
0 голосов

Владимир Юрьев не коренной липчанин. Родился и вырос в Алтайском крае. Больше десяти лет назад переехал в Липецк и сделал для себя множество открытий. Гармонный рынок, балалаечники, удивительные народные обряды поразили его. Любопытство переросло в одно из важнейших дел. Много упорного труда. Сотни экспедиций и встреч с носителями уходящей культуры. И в результате создаётся «заповедник» той жизни, которая незаметно ускользает от нас, уступая место техническому прогрессу.

В одном разговоре кто-то из общих знакомых назвал Юрьева подвижником. Стало интересно, что за подвиг совершает этот человек. Сам он наверняка удивился бы. Скромный, простой и искренний. Таким Владимир мне показался при встрече. Ни капли тщеславия, не чуждой многим артистам. Да, Владимир Юрьев — актёр театра драмы имени Л.Н. Толстого. Для работы в нём он и переехал в наш город. И стал узнаваем не только в театральной среде, но и в фольклорной. Его аудио- и видеозаписями, собранными в Липецкой области, пользуются сегодня в России и даже в Японии. Самоотверженный в своей увлечённости собиратель готов делиться знаниями и находками со всем миром.

В КЛОНДАЙКЕ ТРАДИЦИЙ

В детстве он был хорошо знаком с традиционным укладом жизни, все летние каникулы проводил у деда в селе Северное Новосибирской области.

— Сейчас я понимаю, что это был клондайк народной культуры, — говорит Владимир. — Вся жизнь подчинялась традиционному укладу. Бабушка с дедушкой, хоть и были педагогами, жили так, как было заведено на селе — пасли скотину, косили, заготавливали ягоды и грибы, рыбачили. В праздники пели народные песни. Но в детстве мне ещё не было это интересно. Не понимал, какой это кладезь.

Подростком, как и многие сверстники, увлёкся рок-музыкой. Но душа просила чего-то настоящего, родного. Начал сам мастерить традиционные музыкальные инструменты. Заинтересовался родословной.

— Когда у бабушки был юбилей, её двоюродные сёстры пели старинные песни на несколько голосов, — вспоминает Владимир. — Меня это поразило, я не знал этих песен, мелодий. С того момента еще больше увлёкся традиционной культурой и народными инструментами.

НА ГАРМОННОМ РЫНКЕ

Но с настоящей живой традицией познакомился в Липецке. Как-то возле Центрального рынка заметил группу гармонистов, поинтересовался, умеет ли кто из них играть на балалайке. Через неделю вновь пришёл. Узнал, что гармонисты и балалаечники собираются там каждое воскресенье.

— Сначала я ничего не понимал в этой музыке: где у неё начало, где конец, — рассказывает Владимир. — Женщины пели какую-то матаню, страдания, плясали под барыню. Всё это удивляло и поражало. Гармонисты и балалаечники мне показывали наигрыши. Постепенно стал разбираться, что к чему. Записывал на камеру, чтобы дома ещё раз пересматривать и учиться.

Потом стал выкладывать материалы на видеохостинге, создал во «ВКонтакте» группу «Традиционная культура Липецкой области». Поставил перед собой цель — запечатлеть живые свидетельства музыкальной народной традиции и сделать их общедоступными.

— Чтобы каждый мог прикоснуться к своему, родному, — говорит Юрьев. — Особенно приятно, когда появляются такие комментарии: «Это мой дедушка. Спасибо. А мы никогда его не записывали». Какая-то маленькая крупица из уходящей традиционной культуры села сохранится.

Работой Владимира заинтересовалась даже специалист из Японии. Каори Юноки изучает традиционную русскую культуру и, в частности, балалайку. С Владимиром Юрьевым познакомилась в Интернете. Встречались они и вживую — на Всероссийском конгрессе русского фольклора. Каори записала с ним интервью, а он помог ей составить японско-русский разговорник.

КАК МНОГОГРАННЫЙ КРИСТАЛЛ

Когда Владимир только переехал в Липецк, в театре ставили сказку «Морозко». Режиссёр пригласил записать несколько песен фольклорный ансамбль «Воскресение». А через полгода Юрьев уже сам оказался в этом коллективе.

— Это ансамбль высочайшего уровня, — отмечает он. — Один из лучших в России. Он мне очень помог понять традиционную музыкальную культуру. Встречу с этим коллективом и его руководителем Кристиной Иващенко считаю подарком. Благодаря ей я и сформировался. На выступлениях играю на балалайке, пляшу, припеваю. Это большая радость для меня. Традиционную вокальную музыку поначалу воспринимать непросто. Тебя как будто сносит от неё, даже может заболеть голова. Но со временем нейроны перестраиваются, и ты начинаешь получать удовольствие от прослушивания, и от участия в создании этой музыки.

Вместе с ансамблем, Воронежской академией искусств, Санкт-Петербургской консерваторией, затем в одиночку и с друзьями-единомышленниками Владимир стал ездить в фольклорно-этнографические экспедиции по сёлам региона. Признаётся, что раньше даже не догадывался, зачем они нужны. В поездках знакомился с обрядами, записывал былички, сказки. За десять лет — свыше четырёх сотен экспедиционных выездов, более 170 дней записи на липецком гармонном рынке и многие сотни удивительных встреч с людьми.

— Русская культура многогранна, как кристалл, — рассуждает наш собеседник. — Когда забываются традиции, начинает доминировать городская культура, эти грани сглаживаются, и кристалл превращается в шар. Но только когда в углах преломляется свет, может получиться красивый узор. Для меня народная культура — в первую очередь люди, живое общение. Многие из них оставили след в душе. У меня профессиональная деформация памяти. Могу не помнить какое-то событие в деталях, но эмоции от встреч всегда живы. Каждая из них по-своему неповторима.

Он особенно благодарен людям, которые учили его играть. Николай Радин родом из села Карамышево, ветеран войны, прекрасно владел балалайкой. Три раза приезжал к Николаю Титову в Вешаловку. Откликнулось его отношение к музыке. Запись, где он сидит на скамейке возле дома с балалайкой, а рядом гуси щиплют траву, считает одним из лучших свидетельств живой музыкальной традиции. Очень дорожит дружбой с Василием Кузнецовым, прекрасным балалаечником, который ещё играет и на мандолине. Юрьев долгое время приходил в его ансамбль «Балалайка» при Доме ветеранов и практиковался в игре.

— Плотников Иван Иванович из села Воробьёвка — виртуознейший балалаечник, — продолжает Владимир. — С очень непростой судьбой. Умерли дети и жена, он остался один. И в то же время такая блистательная музыка. Наверное, именно традиционная культура помогла ему пройти через все испытания и сохранить внутренний свет, несмотря ни на что. На всю жизнь запомнилась Ольга Васильевна Чуракова, балалаечница из села Боринское. У неё тоже непростая жизнь, она не могла иметь детей. Отчаянность в её музыке просто зашкаливала. Так выливалась вся внутренняя боль.

Спустя годы Владимир жалеет, что об этих людях не сняли документальный фильм. Бесценными были бы кадры, на которых запечатлены их глаза, голос, характер. Необыкновенный и неповторимый внутренний мир целого поколения, которое уже не вернуть.

ЗАЧЕМ ЖЕЧЬ ПУРИНУ

В экспедициях Владимир записывает не только музыкантов-инструменталистов, но и рассказы старожилов об обрядах, бытовавших когда-то в нашем регионе. Некоторые из них живы и сегодня. Особенно его удивил обычай на Святках жечь пурину. Люди выходят семьями на улицу и возле своих домов жгут солому, ветошь (пурину) — «греют пятки покойникам». Так испокон веков в нашей местности было принято поминать умерших родных.

— Мне приходилось видеть этот обряд в селе Талицкий Чамлык Добринского района, — рассказывает Юрьев. — Вся деревня горит, кипит, люди жгут огромные костры. Как большое фаер-шоу, очень красиво. Традиция приурочена к Рождеству, Старому Новому году и Крещению и передаётся из поколения в поколение.

Очень нравится Владимиру традиция «кричать Христа», которая и в наше время соблюдается в Воловском районе. От Пасхи до Вознесения там принято выходить на улицу и петь пасхальный тропарь особым многоголосным распевом. Или уже уходящий в историю обычай хоронить русалок на неделе после Троицы. Делали куклу из соломы, лопухов или тряпок и несли её в ржаное поле. Шли через всё село, голосили, потом русалку выкидывали и бежали обратно. Считалось, что существо не из нашего мира может защекотать или как-то по-другому навредить.

— Мне очень импонирует традиция провожать душу на сороковой день после смерти, — говорит Юрьев. — Многие рассказывают, что когда выходят на улицу, в этот момент обязательно пролетает птица или откуда ни возьмись, зимой появляется бабочка. Душа умершего прилетает. Это традиционное мировоззрение, где мир не заканчивается стенами дома. Оно символизирует неразрывную связь с усопшими, которые всё равно рядом с нами. Думаю, что в ближайшие лет 50 эти обряды не уйдут, ещё будут соблюдаться, но со временем трансформируются в обычаи, реконструированные в домах культуры.

ОЖИВИТЬ УХОДЯЩЕЕ

Помимо обрядов есть уже уходящие в прошлое промыслы и ремёсла. И если бы не такие люди, как Владимир Юрьев, оживляющие традицию, лапти так и остались экспонатами музея. Он успел встретиться с одной из последних липецких мастериц Марией Суховой из села Преображеновка Добровского района. Когда-то в этой местности все умели плести лапти. В нашей области существовало порядка десяти разных видов плетения. Одному из них научился Юрьев, остальные уже утрачены.
— Оказывается, лапти были в обиходе вплоть до середины прошлого века, — рассказывает Владимир. — В них ходили в лес, работали в огороде. Носили даже зимой. Валенки были далеко не у всех, зачастую по одной паре на семью. В осеннюю распутицу под лапти привязывали деревянные колодки. Современным людям, привыкшим к комфорту, в такой обуви, конечно, неудобно. Как-то надел их в баню. Быстро натёр ноги, без носка они жёсткие внутри, да и на кафеле в них очень скользко.

Юрьев признаётся, что любит делать что-то руками. Отсюда и интерес к изготовлению музыкальных инструментов. Смастерил множество духовых: флейты, жалейки, дудочки. Научился делать гусли и балалайки. Специальных навыков работы с деревом не было, до всего доходил опытным путём. Первые гусли собрал из старого пианино ещё в студенчестве, когда нужно было инсценировать «Слово о полку Игореве». Сейчас делает реплики аутентичных инструментов.

Кто мы, русские люди? В чём основы нашей идентичности? Этими вопросами не раз задавался Владимир Юрьев. Отрезанные от своих культурных и духовных корней, мы лишаемся той твёрдой основы, которая не даёт нам потеряться в эпоху переломов. Пространство созидают люди. И только от нас зависит, каким будет мир вокруг. Юрьев один из тех, кто это в полной мере осознаёт и доказывает делом.

— Память народа строится на примере десятков и сотен поколений, — говорит он. — Это то, что объединяет, создаёт противовес культуре индивидуализма. И спасает нас от саморазрушения.