"Расплетая косы девичьи"

2543f5354d2343f6456234423453464.jpg
66 рейтинг
8 голосов

Молодая семейная пара Татьяны и Анатолия Мамышевых, жителей Бутрахтинского сельсовета, в июне сыграла свадьбу. Свадебную церемонию провели по традиционным обрядам хакасов, о которых и рассказала Татьяна.

Татьяна и Анатолий знали друг друга с самого детства. А в прошлом году решили создать семью. Причем не просто зарегистрировать брак, а соблюсти традиции предков, как дань памяти уклада жизни старшего поколения.

Когда-то точно также сочетались семейными узами и их родители.

Одна из первых свадебных церемоний – «сас той», когда невесте заплетают две косы. Долгое время прическа хакасской женщины имела определенное значение. Согласно обычаям, девушки носили много косичек – «сурместер», замужняя женщина носила две косы – «тулун». Во время проведения «сас тоя» невеста должна сидеть в шалаше из трех березовых жердей.

– Этому обряду предшествует похищение невесты, которую держат в доме жениха, – рассказывает Татьяна. – «Сас той» провели в январе. Правда, обошлось без шалаша – свадебного жилища. Во время обряда мне заплели две косы, в которые вплели волосы мужа. В нашем случае волосы у будущего мужа срезал его дядя и передавал по тради-ции одной из близких женщин его рода «пазыртхан иче» – «посаженной матери». Это были его жена и ее сестра – они и заплетали мне косы.

Вскоре после «сас той» прошел «чарас» – «малая мировая»: знакомство родственников жениха с родственниками невесты. А спустя некоторое время прошел «улуг чарас» – «большая мировая»: собственно назначение дня и места свадьбы. Тут же решали, сколько гостей приведет каждая сторона. После проведения «сас той» у пары есть год, чтобы пожениться. К выбору даты родные подошли серьезно.

– День свадьбы выбирали по лунному календарю, – вспоминает Татьяна. – Согласно традиции, свадьбу играют на растущую луну. А еще мы хотели успеть пожениться до сезона покосов. Так подходящим днем оказалось 19 июня.

Сначала свадьбу проводили в Карагае, в доме родителей жениха, где молодые кланялись, выражая уважение старшему поколению. Здесь молодых по традиции встретили хлебом-солью. Так семья жениха принимает молодую девушку в свой дом. Традиция, правда, имеет славянские корни, но уже прочно вошла в свадебный церемониал и у хакасов.

После этого все поехали к родителям невесты в Чиланы. Свадебную процессию на дороге поджидали мужчины рода невесты. Здесь прошел обряд «тёге пазы» – начало преград. Двое мужчин рода невесты перегораживали жердью путь и не пропускали гостей. Если раньше нужно было откупаться целым бочонком вина, то в наше время мужчины просто состязались в перетягивании каната.

На празднике первого посещения родителей невесты – «тёргин iче» – молодые должны засвидетельствовать свое почтение родителям невесты. Здесь жениха ждали непростые испытания. Одно из них – суд над зятем – «чаргы», символизирующий обретение связи между родами. Мужчина рода невесты трижды стегал стоящего перед ним жениха, приговаривая: «Бью нагайкой, чтобы мы стали крепкими родственниками».

Однако традиционного стеганья молодой жены березовым прутиком, которое должна была провести «ниге» – старшая невестка или сестра со стороны невесты, не проводили. Это действие, как заговор на то, чтобы в доме всегда были хорошая еда и целая посуда. Похоже, о том, что Татьяна – хорошая хозяйка, знали уже все родные, и дополнительного обряда проводить было не нужно.

По обычаям жениху еще предстояло показать свою молодецкую удаль – расколоть березовую чурку с трех раз, пока невесту усаживали на почетное место. По традиции можно было слукавить и просто отрубить щепку. Но Анатолий справился с целой чуркой со второго удара. Теперь-то уж никто не усомнится в силе молодого мужа!

После напряженных испытаний прошел обмен тулупами среди тех, кто проводил «сас той». В этот раз было по четыре человека с каждой стороны.

После всех испытаний гостей свадьбы ждало застолье, где не обошлось без еще одного обряда – окуривания молодой пары дымом от сухого чабреца, как символа очищения от горестей и бед обоих супругов до их вступления в новую совместную жизнь.

– После свадебной церемонии, по традиции, первую ночь мы провели в доме моих родителей, – вспоминает Татьяна, – а наутро нас забрали родные жениха в его дом.

Многие обряды сейчас проводят в усеченном варианте. Уже редко встречается, чтобы по несколько дней праздновали один из свадебных этапов и откупались целыми тушами домашнего скота и бочонками вина.

– Ко многим традициям так строго уже не относятся, – отмечает Татьяна. – Например, раньше молодые до свадьбы не могли жить вместе. Но мы же успели примерить совместный быт, что нормально воспринимается в нашем обществе.

Богатое наследие коренного народа Хакасии до сих пор имеет отражение в быту и в праздничных обрядах, знаменующих важные события в жизни. Особенно ценно то, что эти традиции перенимаются и хранятся молодежью, такими, как Татьяна и Анатолий.

Познакомившись ближе с молодыми людьми, хочу пожелать им только крепкого здоровья всей их большой семье, поскольку верится, что у них все-все получится, чего бы они ни пожелали!