Сказочно звонкий узор городецкий

городец
0 рейтинг
0 голосов

– Спасибо вам за проект по народным промыслам! Увидела в своей любимой газете «Городецкий вестник» ваш призыв. А рядом – шкатулочка, панно и ваза с городецкой росписью! Нам, бывшим художникам фабрики, просто бальзам на душу! Сразу вспомнилось всё былое, работа наша, дружба… С этого телефонного звонка и началось наше общение с Людмилой Николаевной Пурик.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Почти четыре десятка лет своей жизни Людмила Николаевна отдала фабрике «Городецкая роспись».

– Мне в Пенсионном фонде говорят: «Редко где такую чистую трудовую найдёшь. Одна запись». Да, на фабрике прошла вся моя жизнь! – улыбается Людмила Николаевна.

Видно, что работа приносила ей настоящую радость. Как же получилось, что сразу две творческие стихии – и музыка, и рисование – захватили её с детства? Людмила Николаевна вспоминает:

– Родилась я в Городце. Папа у нас умер рано, остались мы одни с мамой. Меня в детстве тянуло к музыке. И мама дала мне такую возможность. Я окончила Городецкую музыкальную школу по классу аккордеона. Затем, после получения аттестата об образовании, в Костромском лесомеханическом техникуме получила специальность техника-механика. В 1972 году меня пригласили на фабрику «Городецкая роспись». Главный художник фабрики Аристарх Евстафьевич Коновалов отвёл меня в цех, посадил рядом с художницами. Нарисуешь-сотрёшь, нарисуешь-сотрёшь. Листочки, цветочки, птички, лошадки. Сидишь – стараешься, а «главный» пройдёт – и пальчиком так по дощечке проведёт – стирай, значит. Это у Коновалова был такой метод обучения. Эх, вздохнёшь и перерисовываешь. Но мы на него не обижались! Главное – вокруг была творческая атмосфера, и коллектив – очень дружный. Я нисколько не пожалела, что пришла на фабрику. Это был правильный выбор. Фабрика стала моей семьёй, – рассказывает Л.Н. Пурик.

Городецкой росписи её обучала Фаина Никифоровна Касатова. Как о добром, порядочном человеке и профессионале своего дела вспоминают о ней многие мастерицы.

На фабрике в 80-е годы работало около 130 художниц, часть из них – в составе авторских групп. В авторской группе работала и Л.Н. Пурик. Во время трудового дня (а работа была такая кропотливая, что спину не разогнёшь!), чтобы как-то отвлечься, художницы проводили… музыкальные разминки. Особенно женщинам нравилась песня «Малиновки заслышав голосок». Ну и как думаете, кто был запевалой?.. Ну конечно, секретарь комсомольской организации Людмила Пурик. Частушки и песни под аккордеон были неизменными спутниками поездок, спартакиад, конкурсов.

«ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА»

Первым профессиональным успехом художницы художественного цеха № 2 фабрики «Городецкая роспись» Л. Пурик стало звание «Отличник качества» за высокие показатели в труде. В 2009 году она заняла первое место в первом районном конкурсе «Городецкие кудесники». Такое же высокое признание получила на Всероссийском конкурсе резьбы и росписи по дереву «Древо жизни» в 2008 году. Стоит ли говорить, что мастерица неизменно участвовала в областном фестивале «Мастеров народных братство», получила звание «Мастер из Городца», приз зрительских симпатий.

В вырезках из районной газеты хранится и история семьи Пурик, которая неразрывно связана с народными промыслами. Какая память дочкам и внукам! А вот и сама дочка Олечка на фотографии рядом с мамой. Снимок называется «Истоки творчества», и сделан он непосредственно на фабрике. Снимок этот особенно дорог нашей героине.

На фабрику, которую называли визитной карточкой Городца, приезжало множество делегаций из СССР и зарубежных стран. Часто здесь были областные и столичные журналисты. Этот снимок моего коллеги Фёдора Агапова сделан во время такого визита и публиковался в одной из всесоюзных газет.

ПОЧЕРК МАСТЕРА

Не стоит думать, что работа художника городецкой росписи была сплошным по- током творчества. Были свои трудности, как моральные, так и материальные. Сначала фабрика работала при лесозаводе. Но цех, где размещались художницы, сгорел… Фабрику оборудовали в новом месте. А 90-е годы… Предприятие обанкротилось, денег на зарплату не было… «Не всем же есть колбасу», «Дощечки ваши – это не калоши», – говорили художникам обидные слова. Такие обидные, что помнятся до сих пор.

– Научить росписи можно любого, – озвучивает нам парадоксальную, на первый взгляд, мысль Людмила Пурик. – Но у каждого мастера свой почерк. Почерк не сравнишь ни с чем! Почерк мастера ты не сможешь скопировать. Художница утверждает, что знает почерк каждого местного мастера росписи. «Надежда Калмина», «Тамара Рукина», «Лилия Беспалова», – безошибочно определяет она имена городецких художников на своеобразном творческом экзамене, который мы с коллегами устроили ей при помощи интернета.

Излюбленный сюжет мастерицы – зимняя природа. В авторской группе сюжеты художницы придумывали сами, но, конечно, с соблюдением определённых канонов городецкой росписи. А сюжетов за годы работы она написала множество! Троечка, всадник, застолье, чаепитие, гуляние… Вспоминает, как на конкурсе «Древо жизни» все её панно раскупили, как горячие пирожки.

«Мне приятно, когда говорят, что моя роспись узнаваемая, аккуратная», – не скрывает своих чувств Людмила Николаевна.

У неё было много учениц: Светлана Цыгина, Мария Кипяткова, сёстры Титовы и другие.

– Именно к нашему столу старались новеньких подсадить. Помню, как итальянцы говорили, какие у наших мастериц золотые руки, как актёр Владимир Шевельков долго сидел у нас за столом и всё не мог налюбоваться.

Отмечал работы Людмилы Пурик и знаток старинных городецких промыслов, легендарный тележурналист Сергей Чуянов.

ПРОМЫСЕЛ ЖИВ

Больше 10 лет Людмила Пурик не работает на фабрике. Но чувствами будто так и осталась там. Одно время, после ухода с фабрики, занималась индивидуальной деятельностью.

– Мне возили дудочки, балалайки, ксилофончики, колотушки и большие коромысла. Работы писала для детсадов, школ, творческих коллективов. Хоть и уставала, работая с семи утра до часу ночи, радовалась, что роспись городецкая будет напоминать о нашем городе в Москве и Владимире!

Мы рассматриваем с Людмилой Николаевной работы нашего редакционного проекта «Моё. Народное. Родное» и отмечаем – всех масштабнее из промыслов представлена городецкая роспись! Как здорово, что в нашем старинном городе промыслы живут, от них исходит незримый свет, к ним тянутся дети.

И до сегодня он, сказочно звонкий,

Душу ласкает и радует взор,

На поставце, на ларце, на солонке,

На сундучке – городецкий узор,

– писал городецкий поэт Олег Широких.

Городецкую роспись изучают в Городецком Губернском колледже, городецкой Детской художественной школе. Людмила Николаевна убеждена, что такие преподаватели, как Надежда Игоревна Калмина, – золотой фонд нашей земли. Стольким детям привить желание заниматься городецкой росписью – это огромный вклад в нашу культуру!

Так уж получилось, что сейчас на фабрике «принял трудовую эстафету» супруг Людмилы Николаевны. Работает, он не художником, а токарем – тоже важное дело. До выхода на пенсию служил в полиции. Богатые они на внуков бабушка с дедушкой – четверо ребятишек в гости ездят! Одна из дочерей, Ольга, в Н. Новгороде живёт, другая – рядом, в Городце. Выбрали для себя дело по душе, но не художественные промыслы. Хотя рисуют обе красиво. Особенно старшая, Юлия, которая почаще бегала к маме на фабрику.

Старший внук служил в ракетных войсках – дедушкина гордость! Младшей внучке – пять годиков, но и та знает, что бабушка – рисовать мастерица.

– Баба, давай порисуем! – тянется она к краскам. Ну как тут откажешь? Может, будущая художница растёт?