Спасский Собор - это Божье чудо!

собор
583 рейтинг
63 голосов

Мечта о том, чтобы предстоятель Русской православной церкви освятил главный храм Сурского края, жила в сердцах верующих все годы возрождения святыни

И вот в конце мая нынешнего года стало известно, что патриарх Кирилл принял приглашение губернатора Олега Мельниченко посетить Пензенскую область. Надо отметить, что до этого события за все время существования Пензы лишь один предстоятель побывал на Сурской земле – патриарх Алексий II в октябре 1999 года. Возвращение Казанской Одним из важнейших событий, предшествующих визиту патриарха Кирилла, стало перенесение чудотворной Казанской-Пензенской иконы Пресвятой Богородицы из храма Митрофана Воронежского в Спасский кафедральный собор. Следует заметить, что у мнох пензенцев это вызвало недо- умение: образ находился в Митрофановской церкви, казалось бы, с незапамятных времен.

– На самом деле в 1663 году царь Алексей Михайлович передал Казанскую икону Божией Матери в дар как раз для Спасской соборной церкви, – поясняет древлехранитель Пензенской епархии, тележурналист Евгений Белохвостиков. – Здесь она хранилась со дня основания Пензы и до закрытия собора в 1923 году (это было уже четвертое здание Первохрама, построенное на том же месте, что и первые три).

В 1717-м перед Казанской молились о спасении Сурской земли от набега кочевников, и город-крепость был спасен, что стало главным чудом от образа Пресвятой Богородицы. Если бы Спасский собор не разрушили в 1934 году безбожники, икона по-прежнему находилась бы там. Счастье, что она вообще сохранилась до наших дней, ведь сколько святынь из храма исчезло бесследно.

Прежде чем перемещать икону, необходимо было учесть один важнейший нюанс.

– Казанская-Пензенская икона, кроме того, что она чудотворная, является еще и произведением искусства, для сохранения которого очень важен микроклимат: определенная температура воздуха, влажность, освещенность, – продолжает Евгений Белохвостиков. – Чтобы не повредить образ, адаптировавшийся к условиям Митрофановского храма, использовали современные технологии. В Пензу из Московского Государственного НИИ реставрации привезли специальную капсулу, снабженную различными датчиками, благодаря которым внутри постоянно поддерживается необходимый микроклимат. В нее поместили чудотворный образ и 12 июня святыню крестным ходом при большом стечении верующих перенесли в Спасский кафедральный собор.

Праздник в бело-желтых тонах

В Первохраме к визиту предстоятеля готовились тщательнейшим образом. Сложную задачу предстояло выполнить хору Спасского собора под управлением регента Ольги Горшеневой. Ведь исполнять патриаршую литургию не только большая честь, но и огромная ответственность. Хотя ее последование немногим отличается от архиерейского (а хор постоянно поет на богослужениях, которые совершает митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим), здесь есть своя специфика.

– У патриарха свой темп служения, и мы должны суметь подстроиться под него, – пояснила Ольга Горшенева. – Нам прислали инструкцию, в которой прописаны все тонкости патриаршего богослужения, и мы должны четко ее исполнить. Вовремя вступить в определенный момент чина великого освящения и литургии, вовремя остановиться.

Никакой импровизации не предполагает и «дресс-код» певчих во время литургии: строгие черные костюмы для мужчин, длинные платья такого же цвета и белые платки на голову для представительниц прекрасного пола.

Самое интересное, что Ольга Ростиславовна однажды пела на патриаршем богослужении – в том самом 1999 году, когда в Пензу приезжал Алексий II. Она тогда была регентом хора Митрофановского храма, в котором предстоятель совершил молебен перед Казанской-Пензенской иконой Пресвятой Богородицы.

За благоукрашение Спасского собора к торжеству отвечала флорист Марина Агафонова. К 19 июня она составила необычайно красивые изящные букеты и гирлянды из белых и желтых роз, кустовой гвоздики, львиного зева, маттиолы и пальмовых листьев.

– У каждого церковного праздника свой цвет. Белый – для Господских дней, голубой – для Богородичных, красный – для Пасхи, – рассказала Марина. – А бело-желтая гамма – для праздников, посвященных святителям (канонизированным архиереям. – Авт.). 19 июня, когда собор освящал патриарх Кирилл, церковь вспоминала сразу нескольких святителей. Лишь в одной гирлянде я использую ряд розовых роз – в той, которая украсит одну из икон Пресвятой Богородицы, чтобы подчеркнуть женственность.

Читать полностью в формате PDF