Статья «Сказ про старину, фото-избу и хозяина её Петра Дроздова»

Обитель старины
Здесь не слышен шум проезжающих автомобилей? Или мне просто кажется… А может, погружаясь в совершенно другой мир в этой усадьбе, начинаешь иначе воспринимать действительность, оказываясь в другом измерении, где нет места шуму, суете, скорости… И вроде как спешить-то сразу никуда не нужно…
Три ступеньки до… прошлого
Распахнутая настежь входная дверь говорит о том, что здесь рады всем. И это так: вам обязательно уделят внимание, проведут по комнатам старинного дома постройки 1887 года, название которого – «Фото-изба» - известно уже далеко за пределами Енисейска, Красноярского края и даже России. Все потому, что сама изба и все, чем она наполнена, неизменно вызывают большой интерес у гостей города.
Пётр Яковлевич Дроздов, коллекционер, владелец частного музея "Фото-изба" в Енисейске
Как же их понимает хозяин фото-избы, Петр Яковлевич Дроздов! Он и сам этим интересом живет многие годы. Ему важна каждая мелочь, каждая деталь в экспонатах своей коллекции. Нужно видеть его глаза, когда он начинает рассказывать, увлекая за собой в мир истории вещей некогда вполне привычных, сейчас же кажущихся совершенно необычайными. Что поделать, век стандартов, штампов и оптимизаций неотвратимо губит на корню творчество как таковое. «Вот хоть ручка эта дверная. Она безупречна! Больше ста лет ей, а она не сдвинулась, не покосилась, потому что продумана мастером до мелочей», - объясняет Петр Яковлевич.
Дверная ручка мастерового Александра Королихина из Тулы и правда поражает. Рассматриваю клеймо мастера, держусь за темно-синюю, словно подсвеченную изнутри, рукоять из цельного толстенного стекла… За кем или перед кем закрывались и открывались когда-то двери с помощью этой ручки, в чей дом впускал этот замок, укрытый от посторонних глаз завесой? Открываю тяжелую дверь и я. Под музыку протяжно-певучего скрипа, что сродни тоске-печали по прошлому, делаю несколько шагов по покосившимся половицам… Три ступени, и вот я в нем, в этом самом прошлом, где как раз-таки и не слышен шум машин. Или мне кажется…
В фото-избу заходят даже гости из далёких стран
Как во дворике-дворе…
«Здесь у нас мостик через водоем, а вот – колодец. А этот огромный чугунный котел, служивший целой бригаде золотопромышленников, я обнаружил в подполье одного старого дома», - рассказывает коллекционер, проводя экскурсию по просторному двору. Взгляд задерживается на «прутиковом» календаре – изобретении Петра Яковлевича. «Сам дату переставляет», - хитро прищурившись, подшучивает тот.
Беседка, заборчик с навешенными на него чугунками и кринками, деревянные кадушки, старые сани, несшие когда-то седока по заснеженным улицам старого Енисейска, растрескавшийся от времени ягодный кузовок… Медный напевный звон небольшого колокола на время прерывает нашу беседу. «Меня зовут», - улыбнулся Петр Яковлевич, возвращаясь в избу. Позже прочту надпись на дверной табличке: «Позвоните, пожалуйста, в колокол. Семь секунд, и я здесь». С юмором! А пока в одиночку прогуливаюсь по дворику: провожу рукой по стареньким конькам с загнутыми полозьями, примеряю коромысло, которое вместе со своими берестяными ведрами так и просится само в руки; догадываюсь о назначении больших деревянных рогатин, любуюсь солнечными желто-оранжевыми бархатцами, благодаря которым старый треснувший чугунок обрел новую жизнь, преобразившись в цветочный горшок. «Вещи созданы для того, чтобы работать, - тут же вспоминаю слова Петра Яковлевича. - Считаю почетным дать вторую жизнь предметам».
Вторая жизнь
«Мама, я гвозди уберу из дощечек: будем что-нибудь строить - пригодятся», - вспоминает Петр Яковлевич сцену из своего детства. Северный Норильск, начало 50-х, засыпные бараки, деревянные ящики в качестве дров… «А гвоздиками-то этими я, получается, так всю жизнь и занимаюсь… Вон их сейчас сколько у меня разных. Кованые вот, тяжелые… На некоторых даже инициалы и знаки мастеров оставлены: уверены они были в качестве своего товара! - Петр Яковлевич указывает на четкие буквы «П.К.» - Может, Павел Коренев? Был у нас такой кузнец».
Здесь история цепляется за историю. Гвозди лежат на весах, которые реагируют, кажется, на дуновение. А вот этими, соседними, весами работали на приисках. А те, что рядом, использовались енисейским фотографом Филиппом Логиновичем Конных для взвешивания реактивов. А вот еще весы с мерой веса на шкале в пуд. Такие назывались лунными весами из-за схожести шкалы с полумесяцем. Кстати, в самой избе тоже раньше использовались весы, ведь давным-давно здесь располагалась торговая лавка, о чем красноречиво свидетельствует найденная тут же вывеска «Бакалейные товары. Чай, сахар, крупы разные, свечи, мыло, керосин».
«Место и вправду подходящее для торговли, - рассуждает Петр Яковлевич. - На углу, во-первых, во-вторых, наискосок – Иверский монастырь, а еще рядом – дом купца Грязнова. Позже здесь столовая была. От нее нам тоже кое-что осталось – окно для раздачи в стене да большой черпак в кладовке». Откуда еще берутся экспонаты, спрашиваю. «В основном покупаются. Редко - дарят. Вот недавно самовар специально из Красноярска привезли. Женщина одна родом из Енисейска приезжала как-то город посмотреть. Побывала с экскурсией и у нас. А вскоре через экскурсовода передала этот подарок, который обнаружила у себя когда-то в подполе. Каждый предмет по-разному к нам пришел. Этот рожок для дегтя на кожаной подвеске висел на амбарушке у моего приятеля; эти весы хотели выбросить. Что-то приобретено на старьевых рынках», - передвигаясь по комнате, уставленной разными диковинами, перечисляет коллекционер.
Доходим до печи, по русской традиции занимающей почетное центральное место в избе. Она до сих пор согревает в холода и бревенчатые стены, и людей, сердцам которых так близка и любима вся эта старина. Дивясь уровню мастерства, художественного вкуса и фантазии старых умельцев, смотрю на чугунные печные дверки и зольники-полудверки, разместившиеся на беленой печной стене. Еще больше изумляюсь, узнав историю этих дверок. Оказывается, Петр Яковлевич буквально спас их от неминуемой гибели из кучи металлолома: за сто лет изящные чугунные барельефы были попросту погребены радивыми хозяюшками под толщей извести, а потому для строителей, делающих ремонт в старом доме, не представляли никакой ценности, кроме металлической тяжести. Каково же было удивление Петра Яковлевича, когда, изрядно потрудившись, он обнаружил под этой красочной многослойностью чугунный рисунок, который уже несколько лет с любопытством рассматривал в каталоге знаменитых мальцовских заводов выпуска 1898 года. «Если бы мне рассказали о таких совпадениях, я бы не поверил. А у меня таким вот образом оказалось две дверцы из одного каталога! Но ведь говорят же, на ловца и зверь бежит». Кажется, Петр Яковлевич с годами так и не привык к чудесному обретению антикварных дверок.
Старинные печные дверки - особая любовь Петра Яковлевича
…«В нашей коллекции имеется редкий экспонат – кофемолка французской фирмы «Пежо», - экскурсионная группа под руководством Надежды Петровны, супруги и главной помощницы Петра Яковлевича, неспешно заполняет комнату. Наша беседа вновь прерывается. Пользуясь моментом, пристраиваюсь к слушателям. – Тогда, на рубеже XVIII-XIX веков, она называлась дробилкой для кофе, орехов, соли. Производство братьев Пежо росло, продукция пользовалась успехом, и мастера обратились к художникам с просьбой разработать клеймо. На нашей кофемолке, которая, кстати, до сих пор в прекрасном рабочем состоянии, знаменитого клейма со львом и стрелой еще нет, но уже есть фамилия братьев. В Енисейске дробилка служила в колбасной купца Макарова: на ней мололись пряности». К слову, говорят, мастера Пежо настолько были уверены в своих металлических изделиях, что давали им пожизненную гарантию.
Сколько всего… Комплект Кузнецовского фарфора, изготовленный специально на экспорт во Францию, деревянная прялка, радиоприемник, кораблик-светец с тонкими лучинами, чернильница, открытая книга с пожелтевшими от времени страницами… А вот и фотографии с видами Енисейска. Старые-престарые… С таких фотографий и начался когда-то путь Петра Яковлевича к его фото-избе.
Снимки, картинки, открытки с загадкой
Фотоаппарат «Любитель» в его руках появился еще в студенчестве, почти полвека назад. На первом курсе физико-математического отделения Енисейского педагогического института друг обучил азам фотодела. Нужно ли говорить, что излюбленными объектами для съемки у Петра стали улочки и домики, церквушки и храмы Енисейска, когда-то поразившего его своей уникальностью и ставшего к тому времени родным.
Познакомиться с историей такого города было естественным желанием для начинающего фотографа. И первое, что его заинтересовало, это виды старого города на открытках и фотографиях. Со временем Петр Яковлевич установил контакт со многими коллекционерами из разных городов страны, поддерживая переписку с ними долгие годы. Коллекция открыток и бытовых предметов, связанных с историей Енисейска, множилась.
Удерживать это, без преувеличения, богатство только у себя Петру Яковлевичу не приходило и в голову: вещи должны работать, а история должна узнаваться, исследоваться, помниться. Фото-ателье «Легенда», маленький домашний музей, самостоятельный выпуск открыток и, конечно, фотосъемка - все это шаги на пути к созданию фото-избы, которая уже почти два десятка лет является и бизнесом, и любимым делом, и образом жизни для Петра Яковлевича и Надежды Петровны. Они вполне уверенно чувствуют себя в предпринимательстве в области туризма, о чем так много говорится в последнее время в связи с ожидающимся юбилеем города. Не имея специализированного образования, не ожидая помощи и не надеясь ни на кого, они черпают знания в исторических книгах, проводят экскурсии, создают свою сувенирную продукцию. В основном это магнитики и открытки с видами Енисейска. Причем в этих открытках есть маленький, ну просто очень маленький секрет. Где его искать? Промолчу!
А вот слова, которые он содержит, наверное, как нельзя лучше показывают отношение Петра Дроздова к своему детищу: «Нет для меня обители лучше, чем фото-изба». Признание или исповедь эти слова, да только подтверждает он их своей жизнью, десятилетиями оставаясь верным выбранному делу. В его руках по-прежнему фотоаппарат, и, как знать, может, вскоре новые задумки найдут свои оттиски на цветных открытках с очередным секретом. Каким именно? Поживем - увидим.
Эльвира Кузьмина, руководитель музея в одной из школ Красноярска: «Восхищена энтузиазмом Петра Яковлевича, который сохраняет память, историю своего родного города, малой родины. Увидела в этом свою воплощенную маленькую мечту: хочу, чтобы наш школьный музей был в отдельном дворике. Знаю, что на это нужны большие средства. Я не смогла воплотить мечту, а вот он смог. Впечатления самые восторженные; увидела прошлое своей страны».
Александра Зырянова, экскурсовод из Красноярска: «Настолько сильна урбанизация в больших городах с их асфальтом, бетоном и шумом, а в Енисейске так много патриархальной тишины, деревянных домов, да еще рядом - Енисей. Все обращают внимание на воздух. Эти деревянные дома из нашего детства, словно обращение к истокам. Туристы любят этот город, и традиционно каждая группа подолгу задерживается в фото-избе, получая массу впечатлений, делая множество снимков и благодаря затем гостеприимных хозяев».