Татарский степ – наша изюминка! Как покорить именитое жюри, знает руководитель народного коллектива «Орфей» Елена Васильева

a6e924f02f8648400ecef91a29b9c514
10 рейтинг
1 голосов

Четыре гран-при в одном конкурсе? Такое возможно! И это доказал зеленодольский хореографический коллектив «Орфей» на международном танцевальном состязании «В гостях у Нептуна», которое проходило на берегу Черного моря в Лоо. Строгое жюри было в восторге от необычного синтеза двух танцевальных направлений – степа и татарского народного танца. Как рождаются победные номера, рассказывает руководитель «Орфея» Елена ВАСИЛЬЕВА.

Она не ходит, а летает. Идеальная осанка профессионального танцовщика, легкая походка и озаряющая лицо улыбка – в длинном коридоре редакции появляется Елена Васильева. Мы с Еленой Львовной знакомы давно – именитый коллектив «Орфей» часто дает информационные поводы: побед и наград не счесть. 

В 2019-м татарский танец зеленодольцев восхитил жюри на телеканале «Культура» в проекте «Большие и маленькие». Туда и попасть-то непросто – всего 30 коллективов страны удостоились такой чести. Где в жюри балетные артисты мирового уровня, а ведущая – прима-балерина Большого театра Светлана Захарова! Но даже они были удивлены красотой танца коллектива из Зеленодольска. Сейчас с новыми номерами покорен очередной большой конкурс, где был представлен именно так называемый татарский степ.

–Как вы придумали это направление танца?

– Степ, чечетку раньше использовали только в эстраде. Давным-давно я видела в Татарстане степ на сцене, но только в исполнении мужчин. Сама я после Института культуры работала в профессиональном ансамбле танцев «Булгары», где ставили номера носители народных традиций, потому у меня, как говорят танцовщики, «в ногах было знание» народных танцев.

С Алексеем Калабиным, который прекрасно владел степом, мы попробовали соединить два направления.

– А можете показать, как соединяются движения?

Елена Львовна тут же демонстрирует.

– Смотрите, вот самое известное движение татарского танца –«бурма», винт, перескакивание с ноги на ногу. Добавляем степовый звук. И сразу рождается новый рисунок!

«Орфей» в своих танцах использует и другие татарские движения, к примеру, «чалыштыру» – перекрещивание. Но изю­минка в том, что корпус танцовщика передает национальный колорит (у мальчиков более жесткий, у девочек – мягче: руки словно «поют» народную мелодию), а ноги бьют чечетку.

– Я видела другие коллективы, которые это пытались воплотить, но меня не впечатлило, считаю, что наш «Орфей» делает это более тонко, – считает Елена Львовна. –Мы работаем командой, создаем номера вместе с Алексеем Калабиным и Екатериной Исаевой (ред. – в прошлом ученица Е.Васильевой). Всегда стараемся чем-то удивить зрителя, чтобы танец был рассказом о какой-то истории, чувствах людей. Не случайно у нас порой задействованы предметы. Один танец звучит как приглашение к чаю – у нас и блюдечки, и кувшинчик, и даже чак-чак на сцену «выплывают».

Используя татарскую песню, всегда узнаю, о чем в ней поется. В «Дубар-дубая» мы нашили на костюмы мальчиков кармашки, из которых они неожиданно доставали платочки и дарили девочкам. Консультируемся у специалистов, которые разбираются в народном творчестве. В одном из танцев у нас в руках музыкальные инструменты: ложки и рубель – разновидность трещотки.

В «Айдагез биясез» («Давайте танцевать!») мы придумали баттл, состязание между старшими и младшими танцорами. Именно эти изюминки ценят зрители и жюри.

– У «Орфея» всегда яркие необычные костюмы. Сами оплачиваете пошив?

– На два номера нам выделял деньги город, но в основном, конечно, сами. Хотелось, чтобы наши многочисленные выступления оплачивались, что, несомненно, давало бы новые возможности для развития.

А рождаются костюмы всегда по-разному. Могу посмотреть выступление Театра мод, увидеть необычный цветок –
и вот она, первая идея! Бывает, увидела красивый бархат: «О, можно же жилетки сшить!», а потом уже придумываем вместе с закройщиком весь образ. Хорошо, что татарский национальный костюм состоит из ярких, насыщенных цветов и орнаментов. Хотя для деревенских мотивов –
более сдержанная колористика. Всё надо учесть!

– В Лоо вы завоевали четыре гран-при, в том числе в национальном танце. Участие в конкурсах – не только подтверждение правильно выбранного пути, но и возможность увидеть новое. Есть кумиры?

– Мне нравится несколько хореографических коллективов страны, работу которых мы стараемся отслеживать. Многие сегодня слишком увлекаются мастер-классами и… становятся похожими друг на друга. Нам все-таки важна самобытность. И, конечно, в чем-то еще нам работать и работать, пока в технике отстаем.

– У вас же занятия четыре раза в неделю!..

– А надо бы больше! (ред. – смеется). Раньше ребенка отдадут в один кружок – и хорошо. А сегодня у каждого танцы, ментальная математика, плавание, рисование… И уроки, и репетиторство… Поэтому не получается так, как хотелось бы. Мое основное место работы в гимназии №3, дети занимаются с 6 до 15 лет, потом уходят из школы… Надо постоянно создавать новые коллективы, придумывать новые танцы.

С этим проблем у Елены Львовны нет. Чего стоит только сюита «Народное единство», в канву которой изумительно вплетены татарский, башкирский, чувашский, марийский и русский танцы! В городе Лоо «Орфей» победил в номинациях «Стилизация народного танца», «Эстрадный», в конкурсе родителей и баттле педагогов, а Малика Гаязова стала «мисс Креативность».

Это все результат крепкого союза «педагоги-дети-родители». Таланта. Артистичности. Трудолюбия. Многих-многих составляющих…

Уже оттачиваются движения к новому событию – 90-летию Зеленодольска. Будет повод зрителям вновь кому адресовать восторженное «Браво!»

Источник