Традиции сквозь века. Ингуши

6nzvtqdj9hxmdf63gq82m8r4bol3831l
10 рейтинг
1 голосов

Испокон веков свадьбы на Кавказе славились своей роскошью, многовековыми традициями, огромным количеством гостей и празднованием несколько дней подряд. Всё это сопровождается несокрушимыми обычаями, к которым и по сей день люди Кавказа относятся крайне трепетно. Остается интересным тот факт, что не смотря на развитие цивилизации, прогресс и глобальные изменения в обществе, часть кавказцев, не поддаваясь влиянию современности, продолжают соблюдать все необходимые правила. У каждого народа целый свод обычаев и адатов, которые обязательны для исполнения и среди прочих своим многообразием и пышностью особенно выделяются именно свадебные обряды. О том, как всё это сохранилось и существует на сегодняшний день, в чем смысл того или иного обычая своего народа, и как люди чувствуют себя условиях соблюдения данных канонов, расскажет ингушка Дугурхан Кодзоева.

-На ваш взгляд, изменилось ли отношение к свадебным традициям на Кавказе? Если да, то когда это началось? В чем причины?

-Отношение к свадебным традициям на Кавказе очень изменилось. Я могу судить, в основном по Ингушетии, и, к сожалению, на мой взгляд, не в лучшую сторону, так как постепенно уходят лучшие традиции и обычаи народа в небытие, как будто их и не было вообще. Началось это еще в советский период, когда в угоду системе, подминались обычаи и традиции народа под общую политику коммунистического строя. И причин тому хватает. Если отец или мать жениха или невесты работали в парт аппарате или же в госструктурах, то они вынуждены были подчиниться общим советским свадебным правилам. Это нивелирование женского традиционного ингушского свадебного наряда под общепринятое платье и фату. Поход невесты сразу в ЗАГС вместе с женихом, когда у ингушей испокон веков в первые дни, месяцы с момента сватовства, жених и невеста (каждый в своем доме до свадьбы), избегают встречи со старшими: бабушкой, дедушкой, отцом, матерью, дядями, тетями, соседями. А тут они вынуждены на глазах у всей родни становиться рядом и расписываться. Эта привнесенная новинка не прижилась у ингушей.  Многим кажется этот ингушский обычай дикостью, но в нем заложен глубокий смысл. Все же знают, что женился именно этот молодой человек, и вот эта девушка его супруга, чего прятаться? Во-первых, стыдно, неудобно перед старшими, на глазах которых ты рос с младенческой поры, вдруг появиться в новом качестве. Должно пройти время привыкания к состоявшемуся бракосочетанию. Во-вторых, только что встретившиеся молодые люди, скрывают свои чувства, стараются прилюдно не видеться, чтобы случайный взгляд, слово не стало всеобщим достоянием. Девушка, впервые вошедшая в этот дом невесткой, должна принять уклад жизни новой семьи. познакомиться со всеми близкими и дальними родственниками мужа. Максимально комфортные условия создаются для нее, не стесняющие присутствием мужа. Потом, когда проходит время, невестка обустроилась в доме мужа, они спокойно едут в ЗАГС, регистрируют брак. Или же рождение первенца само собой решает вопрос регистрации новой семьи.

Еще одна традиция, постепенно выкидываемая из жизни народа, и, на мой взгляд, не очень мудрой женской частью. Вместо ложки меда, которой свекровь и невестка угощают друг-друга в первые минуты привода невесты в дом, сейчас дают шоколадку во многих домах, разломав на две части. Обычай с медом идет из древности: во-первых, невесту знакомят со свекровью не мимоходом, а дают им увидеть друг друга, заглянуть в глаза друг другу и именно медом угощают, в знак сладкой и чистой, как мед дальнейшей жизни. Мед, как мы знаем, убивает все бактерии, испокон веков не было случая, чтобы кто-то из них заразился друг от друга. А угощение именно с одной ложки, говорит, что они должны жить душа в душу, относиться друг к другу также чисто и сладко, какими являются свойства меда. А сегодняшние многие новоиспеченные умники, посчитали этот смысловой древний обычай одним из видов «мрачного прошлого народа, жившего в горах без видимых признаков цивилизации», как им кажется.

- Обряд мнимого сватовства. Что это значит?  

- Сегодня совсем забыт такой важный обряд мнимого сватовства на свадьбах у ингушей, когда подъезжала свадебная процессия за невестой в ее дом. Пока она готовилась к выходу, к молодым людям со стороны невесты выводили девушек со стороны жениха, приехавших за невестой для знакомства и якобы, сватовства. Специально для этого отводилось безлюдное место, обозреваемое с двух сторон для любопытных женских глаз, ищущих невест своим братьям и сыновьям, когда издали видны и девушки, и парни.

Тамадами с двух сторон выбирались парень и девушка с изысканным умом и рассудительностью, чтобы могли состязаться в острословии и отстаивать свою команду. Это делалось с целью общения молодых людей, а в дальнейшем для создания семьи. У ингушей всегда супруга, будущая мать его детей может быть не очень красивой, но должна блистать умом, чтобы вырастить умственно здоровое поколение. Под этим обрядом подразумевалось и знакомство, и учеба более молодых юношей и девушек общению между собой, соблюдая этикет ингушского Эхь-Эздела (Чести и Достоинства).

-Как проходило знакомство с новой семьей? 

- Через два месяца после свадьбы к новым родственникам приезжали девушки со стороны невесты знакомиться с ее новой семьей. В численном соотношении их могло быть до десяти женщин, и они везли с собой подарки родственникам: свекру и свекрови невесты, их ближайшим родственникам. Они гостили около полудня и уезжали, познакомившись с зятем, и всей его ближней родней.

Причинно-следственная связь упрощения и забвения красивых обычаев ингушей, идущих из древности, я считаю, кроется в нежелании изучать и знать свою историю, жизнь народа в ее детальном рассмотрении. Ингуши во все времена были аскетичны, сдержаны в чувствах, собраны, немногословны, гостеприимны. Отсюда исходили и их традиции, говорящие о непростой жизни, но поколениями передаваемые в наследство. А сегодня пошла тенденция минимизации всего и во всем, проще взять непонятное, доступное, но чуждое.

-Кавказские свадьбы отличаются своим размахом и самобытностью. Расскажите про особенности свадебных обрядов вашего народа? 

-Ингушская свадьба знаменательна тем, что число гостей достигает от 500 до 2-3 тысяч человек, если семья большая, каждый из которых должен быть принят хозяевами, усажен за соответствующий стол, угощен по всем традиционным ингушским обычаям. Чтобы сразу принять такое число гостей, хозяева заранее предусматривают помещения. Это могут быть дома братьев, если они живут рядом, а у ингушей чаще всего селятся близкие родственники в одном месте. Если не живут близко по родству, то просят соседей предоставить свои дома на время свадьбы, в которых накрывают столы. За ними закрепляют конкретных молодых для обслуживания гостей. Главы семейства в лице отца, матери, старших детей приветствуют каждого гостя, выказывая уважение и благодарность за посещение их торжества.

Сегодня ингуши стараются чаше проводить свадебные мероприятия в Домах торжеств, что намного облегчает церемониал. А вечером приезжают домой с невестой, или же проводив свою дочь замуж. В честь дорогих гостей на стол ставят самые изысканные угощения: мясные и рыбные, жареных индюков, несколько видов салатов и сырных тарелок, сладости, торты, фруктовые вазы и нарезки, отдельно вносят баранью грудинку, курдюк и голову, давая понять, что зарезан именно в честь уважаемых гостей. Столы ингушские ломятся от обилия еды и напитков, кроме алкоголя, что является обязательным условием хозяев торжества. Ни один гость, родственник, ребенок не уходит со свадьбы, не сев за стол, не отведав праздничного угощения. Если вдруг такое произошло, и это стало достоянием хозяев, к вечеру, проводив гостей, они собирают все виды угощений, и лично приходят в его дом, извиняются и преподносят дары.

- Какими обычно бывают свадебные подарки? 

- Здесь мне видится важным еще тот момент, когда каждая гостья, приглашенная на свадьбу, преподносит дорогие подарки по женской части, а мужчины дарят денежные купюры, в соответствии с родственными узами. Если выходит замуж родственница или дочь друзей, заранее с ее родителями обсуждается подарок, чтобы он не повторялся и занимал определенную часть расходов семьи. Кто-то дарит стиральную машину, ковры, постельные принадлежности, мебель, сервизы, сообразно пожеланиям невесты. Это всегда являлось у ингушей неотъемлемой частью помощи брачующимся, тем более, что собираются немалые суммы, покрывающие расходы семьи на свадебные торжества. Вот так они и живут испокон веков, выручая друг-друга. 

-Каким родственникам на свадьбе уделяют особое внимание?

-Ингушская свадьба тем и знаменательна, что вниманием не должен быть обделен ни один пришедший на свадьбу гость, ни близкий, ни дальний родственник. Но есть и всегда были отдельные столы, за которые садились родственники, бабушки и мамы жениха или невесты, они почитаемы во все времена в ингушских семьях. Также принято угощать за специально накрытыми столами родственников мужей дочерей и жен сыновей, как особо уважаемых. Им готовят отдельные подарки, чтобы вручить женской половине, когда те уезжают домой. Вместе с постельным комплектом, сервизом или другим видом подарка кладется баранья нога или тушка индюка для особо почитаемых, корзина фруктов, ящик сладостей. Зятья - мужья родных, двоюродных и троюродных сестер жениха или невесты, собираются в отдельном доме и с ними общаются близкие родственницы их жен. За невестой они тоже едут отдельным эскортом, везут в багажниках машин заранее подготовленные ящики сладостей и фруктов, которыми свадебную процессию угощают обозначенные специально девушки, ближайшие родственницы жениха или невесты.

-В чем кроется смысл обычая с прокалыванием иглой подола платья невесты?

-Здесь важно отметить, что в былые времена невесте перед выходом из отцовского дома не только иголку прикалывали к подолу, чтобы она жила в радости и изобилии, будучи мастерицей на все руки. Но от жениха ей передавали золотую или серебряную монету, завернутую в платочек, смотря по состоятельности последнего. Чтобы в экстремальной ситуации женщина могла воспользоваться этой монетой, так как в те годы это считалось немыслимым богатством. Искусству приколоть иголку девушек учили заранее, чтобы неправильная процедура не поранила ноги невесты, или же не создала ей проблем по дороге в дом жениха. С двух сторон острые концы должны быть спрятаны в плотную канву ткани, за этим строго следят женщины со стороны невесты, пока идет этот обряд. Девушка, со стороны жениха приехавшая за невестой, после того, как приколет иголку, просит позвать маму невесты, знакомится с ней, заверяет ее, что дочь идет в хороший дом, и что ее жизнь в дальнейшем в надежных руках. Этот символ - знак желанной невесты в доме жениха, как и монета, они характеризуют благодатную семейную жизнь.

-Когда невеста переступает порог дома, одна из женщин семьи жениха кладет ей под ноги коврик и веник. Что это символизирует?

-Когда невеста переступает порог дома жениха, одна из родственниц ее новой семьи кладет ей под ноги коврик с завернутым в него веником. Этот обычай идет из древности, когда все ингушские девушки умели ткать, вязать, шить, и каждая имела свой стиль. По орнаменту ковра можно было определить населенный пункт, откуда рукодельница. Тогда не было общественных мастерских по пошиву одежды, а засватанные девушки шили себе гардероб сами и им помогали ближайшие родственницы. Рукодельницы отличались высоким мастерством шитья, вязания, и особенно, валяния шерсти и ковроткачеством. Потому засватанная девушка готовилась к свадьбе полгода, а иногда и год, и это было принятым условием с двух сторон. 

Испытанием этот срок являлся и для жениха, как новоиспеченный зять, он должен был вести себя подобающим образом. Через определенное время приезжал с дорогими подарками к младшей сестре или снохе невесты, когда в доме устраивая праздник и знакомство с новым зятем, собирались родственницы невесты. За обильно накрытым столом они общались с молодым человеком, проверяя такие качество, как ум, проницательность, умение вести диалог, и засиживались допоздна. В это же самое время с его братьями и друзьями знакомилась невеста, которой в обязательном порядке дарились золотые украшения - кольцо, серьги, колье младшим братом жениха или же близким другом. К сожалению, сегодня этот обычай тоже уведен из жизни народа под разными предлогами. Вместо этого в день свадьбы невесте вручает дорогой подарок близкий родственник жениха, приехавший для вывода невесты из отцовского дома.

Чистота в доме - главный компонент присущих качеств ингушской девушки. Веники тогда тоже изготавливали сами девушки: сажали специальное растение под названием «сорго» - по-ингушски «борц», осенью его собирали, сушили, обрабатывали, и сплетали в веники. Отсюда и исходит данный обычай - класть новый рукодельный коврик невесте под ноги с завернутым в него неиспользованным веником. Приходящая в дом девушка, символизируется с чистотой и новизной во всем: умением рукодельничать и содержать дом в чистоте. По мусульманскому обычаю, правая сторона считается во всем ведущей: заходить с правой ноги, кушать только правой рукой, при встрече подавать правую руку. Потому невеста кладет коврик с веником от себя в правую сторону и проходит в дом, прося Всевышнего о благодатной и счастливой жизни в новой семье. Только сегодня в основном, кладутся купленные коврик и веник.

-Невесте в руки дают мальчика-младенца. О чем это говорит?

-Дом ингуша, если нет в нем сына, после смерти родителей, закрывают, как оставшийся без продолжателя рода, или же он переходит ближайшим родственникам отца. Потому, этот обычай - пожелание молодой невестке рождения сына - первенца, как сохранение и продолжение семейного очага! А еще есть у ингушей поговорка-пожелание невесте: «Чтобы ты стала матерью семерых сыновей!» - «Ворх1 ви1ий нана хийла хох!», то есть, чтобы крепким оплотом стал твой дом в будущем для этого рода.

-Что вы можете рассказать по поводу «развязывания языка» невесты?

-Невеста с первого появления в доме мужа, не разговаривает ни с его бабушками и дедушками, отцом и матерью, со всеми ближайшими родственниками, старше нее, кроме девушек. К ней присматриваются, они с ней разговаривают, но пока ей не предложат заговорить, невеста молчит. В этом глубокий смысл заложен - чтобы пришедшая в дом девушка вскользь не сказала лишнего, пока не привыкнет к новой семье. Не назвала по имени свекра, свекровь, брата или сестру мужа, близких родственников, и заодно, она узнает, кого, как зовут, родственные линии приходящих в дом мужа гостей. Свекр, свекровь или же другой родственник мужа просят невесту дать напиться после свадебных мероприятий, в свободной обстановке. Она приносит воду в кружке с ручкой, подает ее так, чтобы он мог взять за ручку. Прежде чем выпить воду, он спрашивает у невестки разрешения. Она вначале кивает головой, но просящий хочет услышать ее голос, и тогда она тихо говорит: «Пусть Всевышний сделает ее для вас благом!». Родственник выпивает воду, кладет в этот сосуд денежную купюру со словами: «Счастья и изобилия тебе в этом доме!». Таким образом, идет поддержка создающейся молодой семье со стороны родственников. И эти деньги невеста тратит на себя.

-Изжил ли себя ингушский обычай о первом выходе невесты за водой в сопровождении молодых женщин и детей через две недели после свадьбы?

-Ингушский обычай о первом выходе невесты за водой в сопровождении молодых, женщин и детей через две недели после свадьбы сегодня изжил себя. За последнее время я не видела церемоний вывода невесты по воду, и потому больше вопросов у сельчан и родственников в возрасте, которые не на «ты» с мобильным телефоном, по поводу появления нового человека в их населенном пункте. А молодые на свадебном торжестве сразу закидывают фото и видео с невестой, оно разлетается по соцсетям, и все в курсе кто на ком женился, кто за кого выходит замуж.

А в те далекие, казалось бы, времена через неделю - другую после свадьбы, собирались родственники и друзья жениха в его доме, невесту выводили в свадебном наряде, и большой компанией шли к реке по главной улице села или города. Этот обряд назывался «нускал хи т1а даккхар» - «вывод невесты к воде или по воду», что означало: знакомство невесты с населенным пунктом, куда она вышла замуж, знакомство сельчан или горожан с новым человеком, чтобы понимали, чья невестка, чья супруга. Они брали с собой подарки для особо почитаемых жителей села или города, пустое ведро и кружки, чтобы обратно нести наполненное водой, и угощать встречающихся на пути. Куриное яйцо, завернутое в платочек, было обязательным атрибутом данной процессии, оно находилось у родной сестры, а если ее нет, то у двоюродной сестры жениха. Каждое движение, жест невесты, умение уступать дорогу старшим и новым родственникам, как она подает воду, это все отмечалось окружением. И молва о благородстве и происхождении невесты сразу становилось достоянием сельчан. У реки невеста вытаскивала иголку из своего свадебного платья, которым ей прокалывала подол девушка в день свадьбы. Она должна была проткнуть яйцо данной иголкой и кинуть его в текущую воду. Эта данность о невинности и чистоте девушки, чтобы жизнь в новом доме была плодородной и счастливой.

Это шествие превращалось в настоящий праздник: все выходили из своих домов, поздравляли невесту и всех родственников с бракосочетанием, желали счастья и долгих лет, дарили подарки создавшейся семье те, кто не был на данной свадьбе. Если встречались люди пожилого возраста, невеста через золовку или близкую родственницу, дарила им от себя подарки, «нускала совг1ат» - «подарок невесты» назывался. Она наполняла кружку водой, и они пили, с пожеланием «любви ей всех, кто любит воду!» - «хий мел дезачоа езийла хьо!».

-Через какое время после празднеств происходит первое возвращение новобрачной в родительский дом?

-Не раньше двух недель со дня свадьбы сейчас, а раньше только через месяц-два, а иногда и только через три месяца могла невеста вернуться в отчий дома. Ее везут официально в родительский дом с дорогими подарками всем ее родственникам, от мала до велика, ящиками фруктов и сладостей, живым бараном, индюками. Притом, она не видится с мужчинами своего дома: отцом, дядями со стороны отца и матери, дедушками, соседями - мужчинами. Это считалось неприличным, пока не пройдет год-два со дня свадьбы.

-Расскажите про обычай избегания. Почему по ингушским традициям зять никогда не видится с тещей и тестем?

-Единственный народ на Кавказе, у которого зять не видится с тестем и тешей за свою жизнь, это ингушский. Двух человек, воспитавших и подаривших ему желанную супругу, зять глубоко уважает и ценит. И в знак глубочайшего уважения и признательности друг к другу, они избегают встречи между собой. И в доме зятя не принято говорить о тесте и теще в неприглядной форме. Ни тесть, ни теща не посылают зятю указаний, выговоров, просьб через дочь или ее детей. Приезжая в дом тещи, зять останавливается на улице, ждет, пока его проведут потайными тропами в дом, избегая тестя и тещу. Зять от себя им дарит подарки через их дочь, или через своих детей. Они с благодарностью и уважением их принимают. Потому в ингушской семье нет понятия - «теща указала, тесть потребовал», что исключает вероятность ссор или обид. Но много ситуаций, когда, оставшуюся без близких родственников - сына, мужа, брата, тешу забирает к себе и содержит зять, становясь ей сыном. В этом случае он видится с ней, относясь с глубоким почтением и уважением к теще. Много случаев, когда теща по всем почестям доживала свой век в доме зятя; где-то они видятся и зять, всегда стоя, в знак уважения к своей теще, общается с ней, а где-то они могут жить десятилетиями в одном доме, но так ни разу и не встретиться лицом к лицу.

-Как вы считаете, соблюдение всех этих свадебных требований в современном мире важно и нужно, или напротив, они становятся все менее актуальными?

-Актуальность они теряют постепенно, по мере несоблюдения их современным обществом под разными предлогами. Мы путаем обычаи и традиции народа с конфессиональными канонами. Многие по незнанию, а в некоторых случаях, для личного удобства нивелируют эти понятия. Но, на мой взгляд, сведение данных традиций к нулю, приводит к тому, что постепенно из сознания подрастающих поколений стирается образ ингушского народа со своими обычаями, традициями, плоды которого мы будем пожинать совсем в недалеком будущем.

-Изменилось ли отношение к институту  брака у вашего народа? Ведь считается, что ингуши - один из самых патриархальных народов на Кавказе.

-За последние годы институт брака претерпевает огромные стрессы. Число разводов растет, думаю, из-за необдуманных, бесчувственных, обманных. неосознанных браков. Неготовность молодых людей брать ответственность на себя за сохранность семьи, за материальную составляющую, за будущее своих детей, за нетерпимость друг к другу, ведет к большому числу разводов.

-Насколько на сегодняшний день сохраняются ингушские браки и какой процент разводов мы можем наблюдать?

-Спорная цитата, причисляемая философам, историкам, политикам, начиная от древности до наших дней, как нельзя, кстати, дает оценку процессам, происходящим в нашем обществе сегодня: «Тяжелые (трудные) времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают тяжелые времена...». 

При разводе, дети оказываются метательными снарядами в руках несостоявшихся родителей, которыми они манипулируют. И чаще всего, мужчина виновен в разрушении семьи, на мой взгляд, вступающий в брак совершенно неготовым к ответственности за супругу, а тем более, за своих детей. Как я писала выше, 30-40 лет назад в Ингушетии развод становился настоящей сенсацией. И сельчане, родственники, религиозные деятели делали все, чтобы не допустить разлада в семье. Браки были крепкими и на всю жизнь, а их дети вырастали настоящими мужчинами и прекрасными девушками.

Источник