«Традиции строят мосты»

традиции
0 рейтинг
0 голосов

«Зардон» – на краю утренней зари

В деревне Большой Карлыган живут мари, русские, удмурты, татары в мире, дружбе и согласии, почитая традиции и обряды. Их объединяет удмуртский народный фольклорный ансамбль «Зардон» (Заря). В 1975 году его основал В.Н.Алексеев.

Сегодня «Зардон» – мастерская народных песен, танцев, потех, хороводов, праздников и обрядов, на которых воспитывается уже не одно поколение молодых людей. Большой вклад в развитие ансамбля внесла художественный руководитель, заслуженный работник культуры республики Марий Эл М.А.Главатских.

Два поколения

В настоящее время – это мобильный, техничный, крепкий, выносливый и жизнеспособный коллектив в постоянной действующей форме. Он силен традициями, мощным репертуаром, бережным отношением к народному наследию, а главное – людьми талантливыми, трудолюбивыми, которые вносят свою лепту в развитие и расцвет национальной культуры. Коллектив объединяет людей различных профессий, возрастов и национальностей. В ансамбле – две группы: первая группа танцует, вторая – поет. Танцоры – чаще всего обучающиеся старших классов Карлыганской школы. Работники Карлыганского дома культуры радуют народ своим чистым голосом и замечательными народными песнями. Жизнь в ансамбле кипит целый год.

– В неделю встречаемся три раза. В ансамбле царит дружба между молодыми и пожилыми людьми. К сожалению, людей старшего поколения с каждым годом становится всё меньше. Но мы низко кланяемся и благодарим их за то, что им удалось донести и передать нам такое богатство как фольклор. Мы тоже стараемся быть такими же талантливыми, – говорит Мария Аркадьевна.

Память о традициях жива

По крупицам разбирая, какой-либо обряд или обычай, участники ансамбля выносят свою работу на суд зрителей. Вся работа, проводимая в ансамбле, способствует, расширению кругозора участников, обогащению репертуара и оттачивает исполнительское мастерство. Яркому, красочному зрелищу, которое видим на сцене, предшествуют многие часы однообразной и изнурительной работы, что в итоге делает ансамбль поистине народным и является ярким самобытным украшением национального искусства. Ставят постановки об удмуртской свадьбе, новоселье и о других праздниках. Если пойдешь на их концерт, можно своими глазами увидеть и душой оказаться на таких праздниках как «Акашка» (Пасха), «Пӧртмаськон» (Рождество), «Вой» (Масленица) и т.д.

Рождество у удмуртов начинается 7 января. Если сравнить с марийскими традициями? по домам гуляют такие же ряженые, как Васлий кува (жена Василия) и Васлий кугыза (Василий). Каждый ряженый должен был наряжаться три дня подряд. Одним из обязательных моментов ряженья было травести – переодевание мужчин в женщин, а женщин в мужчин. Мужчина надевал домотканое платье или льняную юбку, на голову повязывал скатерть, за спиной устраивал матерчатую или лубяную люльку для переноски ребенка. Лицо прикрывал чем-нибудь белым. Одетого таким образом «медведя», водил за цепь мужчина. Когда заходили в дом, «медведь», пугая хозяев, рычал. Мужчина как бы пытался его успокоить: «Мишка, нельзя! Мишка, нельзя!»

Женщина надевала пиджак, шапку, брюки, подпоясывалась вышитым полотенцем. Как женщина, так и мужчина могли изобразить солдата. Его атрибутами выступали шинель, ремень, шапка, кирзовые сапоги. Одевались стариками: вместо бороды – кудель, в руке ухват или кочерга вместо палки, верхняя одежда обязательно ветхая, ремень, за пояс закладывали топор. К одежде подвешивали веники, бубенцы.

Ряженые шли по деревне от верхних домов вниз по течению реки. По улице проходили со страшными криками, воем, ударяли палками по углам домов. Молодежь изображала свадебный поезд. Вначале в дом заходил кто-нибудь один и спрашивал, не пустят ли в дом свадьбу. Получив разрешение, все входили в дом и имитировали свадебный ритуал. Войдя в избу, стучали палками об пол, прыгали, плясали, играли на заслонках железными предметами – ножницами, ножом или вилкой; сорили на пол, разламывали и разбрасывали веники. Стараясь остаться неузнанными, говорили и пели измененными голосами или не разговаривали вообще, общаясь друг с другом знаками или шепотом на ухо.

Хозяйка их угощала. На подарок давали хлеб, переепечи. Ряженые ими кормили скот, молились за их здоровье.

Побед не сосчитать

Ансамбль «Зардон» считается визитной карточкой Мари-Турекского района Республики Марий Эл. Ни один праздник и фестиваль не проходят без их выступления. А побед не сосчитать. Каждый год принимают участие в международном фестивале «Алтын Майдан» и становятся победителями. В этом году также стали лауреатами. Также одержали победу в таких фестивалях как «Бускельёсын пумиськон» (Встреча с соседями), «Тукымвож йоҥгалтыш» (Эхо предков), «Танцуй, финно-угрия». А сколько мероприятий и акции?! Народ всегда и везде встречает тепло.

Оригинал в PDF

Богатство музея – ее сердце

«Создавать красоту, необычные изделия своими руками – редкий талант, подаренный богом», – говорят в народе. Таким талантом обладает Р.Я.Андреева из села Юва Красноуфимского района Свердловской области. Роза Ярмиевна рукоделием занимается с детства: вместе с мамой ткали полотно, вышивали, с бабушкой вязали из шерстяной нитки пояс.

В 25 лет женщина начала вышивать картины крестиком. Вышивала на мешковине нитями из распущенных вещей. Картины были большие, в человеческий рост, и поменьше. «Ромео и Джульетта», «Утро в сосновом бору», «Алёнушка» и другие. Роза вышивала различные натюрморты, иконы, всего – около 70 картин. После смерти матери вдохновилась марийской вышивкой и начала собирать старинную национальную одежду.

– Супруг на свалке нашел выкинутые марийские платья и принёс домой. На душе было так тяжело. Как можно выкинуть богатство, передаваемое из поколения в поколение?! Такое встречали три раза. Даже выкидывали все вместе с сундуком, – рассказывает Роза Ярмиевна.

Рукодельница в начале своего творчества начала вышивать одежду для кукол. В 2011 году одела первую марийскую куклу и подарила местному дому-музею. За это время женщина одела порядка 100 кукол. Первое марийское платье женщина сшила в 2003 году. Копируя старую технику, сшила себе платье с современными лентами и тесьмой. Также реставрировала около 45 платьев и мужских рубах. Кроме этого было сколько передников, украшений?!

Экспонатов накопилось столько, что можно открыть музей. Так в 2016 году свой первый музей обустроила на веранде. Подруги, односельчане, знакомые приносили ей старинные наряды. К огромному сожалению, случилась беда – произошел пожар – все вещи, куклы превратились в пепел.

– Наше марийское богатство сгорело вместе с домом. Мы мужем буквально остались в одних футболках, шортах и носках. После пожара сохранилась лишь рубаха мужа. Пришлось постепенно восполнять бесценную утрату. Чтобы восстановить все, всей жизни не хватит, – с горечью вспоминает это время мастерица.

Но Роза Ярмиевна не сдалась, взялась за работу. Купив дом с двумя верандами, снова открыла музей. Там написано так: «Народ, не знающий своего пршлого, не имеет будущего». Сейчас в музее можно увидеть национальную одежду мари, удмуртские чувашские, русские куклы, старинные предметы быта, ручные изделия русских женщин. Этот музей посещают и обучающиеся.

– Одна женщина привела сюда своих детей и свой класс. Одной девочке показала марийский головной убор и передник бабушки. Она даже заплакала. Моя цель – сохранить для внуков и правнуков костюмы моего народа. Всем этим я постараюсь внести свой вклад для сохранения народа мари, – говорит Роза Ярмиевна.

Оригинал в PDF

Марийский дом – по марийским традициям

Наши предки во время строительства домов соблюдали древние традиции и табу. Место, материал и время строительства оказываются соотнесенными с концепциями жизни, смерти, доли, богатства, бедности, плодородия. Тонко знали природу. На эту тему поговорили с кандидатом исторических наук, заведующим отделом этнографии Национального музея имени Т.Евсеева Д.А.Байдимировым:

– При выбор места учитывались естественные природные условия окружающей среды и народные приметы. У восточных мари, по словам старожилов, например, это место тщательно изучалось в течение года: зимой – как много выпало снега, весной – как долго он таял. Если же это место было определено пригодным для строительства, то обычно на ночь оставляли ведро с водой. При обнаружении в воде перьев какой-нибудь птицы это место считалось благоприятным, а если находили щепку, тогда – непригодным. Также благоприятными считались места отдыха быка, мелкого рогатого скота, места произрастания рябины, орешника. Верили, что рябина отгоняет злой дух. Дом никогда не ставили на месте старой дороги, на перекрестках дорог, на краю оврага, на месте старых захоронений, на болотистых местах.

Для строительства жилой постройки чаще использовали ель, сосну. Деревья вырубали в конце ноября-в начале декабря во время новолуния. Прежде чем срубить дерево, например, произносили молитву: «О, Великий Бог леса! Способствуй счастливой семейной жизни, доброму здоровью, хозяйственному процветанию, приплоду скота!» Примета помогала определить качество бревна: «Если основной корень обращен на юг, то дерево пригодно для постройки дома». Первое дерево должно было упасть в сторону востока.

Марийский народ соблюдал табу. Нельзя вырубать деревья в священных местах – можешь попасть в беду. Деревья, стоящие одни или на перекрестке дорог, считались проклятыми.

Все подготовив, укладывали фундамент. Благоприятными днями считались понедельник или четверг. На углах устанавливали четыре стойки. Затем собирали помочи. Помогать приходили и жители близлежащих деревень, в том числе и представители других народов: русские, татары, удмурты. Чтобы изба была теплой, как солнце, и полной, как луна, первый венец укладывали в солнечный день. Сруб обычно возводился в три дня.

– В первый день велась подготовка, ставили первые три венца. По подобию мироздания строился нижний мир. В угол первого венца клали монету и клочок шерсти, этим самым намечали красный угол. В это время самый старый представитель рода читал наговор: «Чтоб беды не было, жили в богатстве и в благополучии». Во второй день велось строительство от третьего венца до матицы – получалось пространство человека, мир людей. При подъеме ее обертывали шубой, клали туда свежеиспеченный хлеб, масло и самогонку, перевязывали веревкой. Под место матицы клали монету и шерсть. Положив ее на место, хозяин топором обрубал веревку, и шуба с угощением падала вниз, где ее ловили. Затем хозяин угощал плотников и родственников, предварительно помолившись за благополучие дома и семьи. Стропила крыши ставили на третий день – завершающий этап сотворение верхнего мира «божественного». Дымовое отверстие дома служило как бы мифическим центром, своеобразным проходом в иной мир, – говорит Дмитрий Александрович.

Так, марийский народ жил в мире, согласии и любви, помогая друг другу и соблюдая традиции при строительстве дома.

Оригинал в PDF