Цикл материалов о молодых финно-угорских активистах: 1. Оксана Белкина: «Ми, мордва, зэв асныраӧсь…» (Оксана Белкина: «Мы, мордва, очень упрямые…») 2. Алексей Конев: «Йӧзыслы сӧмын бурсӧ козьнавны…» (Алексей Конев: «Дарить добро этому миру…»)

рлл.jpg
59 рейтинг
6 голосов

Оксана Белкина: «Мы, мордва, очень упрямые...»

«Йӧлӧга» знакомит своих читателей с активной коми молодёжью: мы пишем об их проектах, мечтах, проблемах и чаяниях. Но жизнь и интернет нередко сводят нас с активистами и из других финно-угорских регионов. В этом номере мы познакомим вас с Оксаной Белкиной, мокшанкой из Саранска.

Финно-угорский мир очень тесно вплетён в её жизнь. После школы Оксана мечтала стать журналистом, но во время вступительных экзаменов декан, сам по происхождению мокша, переубедил девушку. Он на своём примере рассказал, что изучение и исследование родного языка – очень круто, нужно и уважаемо. Вот так Оксана попала на факультет русской и мокшанской филологии.

– Для меня мой язык – что-то очень беззащитное, хрупкое, тонкое. То, что нужно защищать и оберегать. И основная цель филолога – не только изучение языка, но и сохранение, продвижение его, – вдохновлённо рассуждала Оксана. – Во время учёбы в университете я поняла, что несу ответственность за свой язык.

Помимо мокшанского в университете девушка изучала финский, сопоставляла его с мордовскими языками.

– Узнала, что для магистрантов есть программа, по которой носители родственных языков могут поехать на обучение в Финляндию. Чтобы попасть в эту программу, я поступила в магистратуру, – вспоминала Оксана. – В прошлом году шесть месяцев прожила в Суоми, где изучала финский и саамский, знакомилась с литературой. Очень счастлива, что всё получилось!

С третьего курса девушка ведёт передачи на национальном радио. И пошла она туда, чтобы иметь возможность ежедневно общаться со своим народом на родном языке.

Пару лет назад Оксана создала «ВКонтакте» группу «Варма» («Ветер»), где и по сей день публикует тексты, песни, анекдоты на мокшанском. Спустя какое-то время девушка заметила, что людям этого недостаточно, они хотят слышать живую речь. Это понимание подтолкнуло Оксану к созданию видеоблога «Мокшень блогер». Здесь она знакомит зрителей с представителями мордвы, рассказывает о сельской жизни и традиционной кухне. Но основная цель ведения блога – показать, что молодая, красивая, современная девушка ни капли не стесняется говорить на родном языке.

– Оксана, каковы на твой взгляд представители мордвы?

– У мордвы два субэтноса – мокша и эрзя. Во внешности мокши больше схожести с татарами, много и татарских слов в нашей речи. Волосами и лицом мы темнее, чем эрзя. Их внешность ближе к славянским народам. Про мордву говорят, что мы очень упрямый народ. И это, действительно, так!

– Самое традиционное мокшанское блюдо...

– Пача! Это такие блины, которые готовят в каждом районе Мордовии. И у каждой хозяйки они особенные. Например, в моём Зубово-Полянском районе они очень пышные. Пача настолько толстые, что я наедаюсь половинкой блина! Раньше их готовили из пшена. Сейчас моя мама делает из манной крупы. Тесто нужно замешивать с вечера, чтобы к утру оно поднялось. Пача есть на праздничном столе и во время свадеб, и когда отмечают рождение ребёнка. В последний путь человека у нас тоже провожают мокшанскими блинами.

– Топ-5 мест Мордовии, где непременно нужно побывать туристам?

– Обязательно посетите мокшанский культурный центр в селе Старая Теризморга. Зайдите в музей изобразительных искусств имени Степана Эрзи. Степан Эрзя – известный скульптор, который знаменит не только в России, но и мире. Съездите в самый старый город Мордовии – Темников. Будет очень интересно! Недавно в Саранске построили стадион «Мордовия Арена», где в 2018 году проходили матчи чемпионата мира по футболу. Побывайте и там. Очень красив наш Мордовский госуниверситет. Да и гуляя в центре Саранска, вы многое можете увидеть.

– А есть ли у вас исконно мокшанские фамилии?

– Их очень много! Шиндины («ши» – день), у эрзи – Чиндины. Сяткины, Атякшины («атякш» – петух), Шапаксовы («шапакс» – тесто), Сеськины («сеське» – комар), Нумоловы, Шумбасовы («нумол», «шумбас» – заяц)...

– Оксана, с чем у тебя ассоциируется Коми и наш народ?

– К огромному сожалению, я ни разу не была в Республике Коми, но очень хочу. Много моих знакомых там проживают. Их и вспоминаю, когда слышу что-то о вашей республике. И еще изображение чума предстаёт перед глазами. В моём представлении, коми – люди невысокого роста, которые говорят с сильным своеобразным акцентом. Они все очень хорошие и добрые. Думаю, весь коми народ такой.

*** Самые частоупотребительные слова:

Шумбрат! – Здравствуйте! Привет!

Пача – блин

Кши – хлеб

Архт матт! – Уйди отсюда!

Вай – ой, ну

Машнефкс – надоедливый человек

Конев.png

Алексей Конев: «Дарить добро этому миру...»

С Алексеем Коневым мы знакомы ещё со студенческих времён – посещали одни и те же форумы, выступали на конференциях. Яркими моментами своей жизни он часто делится в социальных сетях: вот проводит мероприятия для детей в летнем лагере, а вот уже в традиционной хантыйской одежде выступает на сцене...

Молодой человек отмечает, что в последнее время его всё чаще величают по имени-отчеству, Алексеем Эдуардовичем, ведь он преподаёт в школе.

Алексей родом из села Мужи Ямало-Ненецкого автономного округа. В прошлом году окончил в Санкт-Петербурге Российский педагогический университет им А.И.Герцена, где отучился по специальности «учитель родного языка и литературы». Сейчас молодой человек преподаёт хантыйский язык в школе села Восяхово. А ещё активно выступает в фольклорном ансамбле «Ас хорам нэ» («Обская красавица»).

– Я родился в семье ханты, – рассказывает Алексей. – Дома мы общаемся только на родном языке, носим национальную одежду, придерживаемся традиций, проводим обряды так, как нас учили наши деды и бабушки, а их в это таинство посвящали их родители.

Моя мама – дочь потомственного оленевода. Дядя, её брат, до сих пор занимается оленеводством. Очень горжусь тем, что в моей семье продолжают это нелёгкое дело.

– Алексей, охарактеризуй свой народ.

– Думаю, мы молодцы (смеётся)! Ханты сумели сохранить свой язык, живут по заветам предков. Мы добродушные, весёлые и счастливые. Наш народ очень гостеприимный. Гостям всегда накрывают богатый стол, за чашкой чая рассказывают много-много разных историй из жизни. Ханты спокойные, дружные, трудолюбивые. И очень мудрые. Бабушка часто говорила, что никому не нужно ни делать, ни желать дурного, ведь у каждого есть либо будут дети. А всё плохое рано или поздно к тебе возвращается. На злобу не нужно отвечать злобой. Каждый должен дарить добро этому миру.

– Расскажи о традиционных хантыйских играх.

– У северных народов национальные игры похожи: прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей... Но у нас, конечно же, есть и свои. Например, «вет лов тын» (стоимость пяти лошадей). На дощечку завязывают нитку в форме петель, а в каждую петельку вдевают пуговицу. Не развязывая узлов, участники должны одну пуговицу перевести к другой. Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику.

– В каком месте можно лучше всего прочувствовать дух ханты?

– Конечно же, это маленькие деревушки, где живут ханты, носят народную одежду, соблюдают традиции. Шурышкарский парк-музей под открытым небом «Живун» – одно из мест, где можно проникнуться культурой нашего народа. Здесь представлены национальные домики, лабазы, оборудованы святые места, куда допускаются туристы. Потому что у каждого рода есть ещё и своя святыня, и посторонних туда не пускают.

Особая атмосфера в чумах, где оленеводы спят на оленьих шкурах и питаются традиционной едой. Человек испытывает разные эмоции в зависимости от того, посещает он оленьи стойбища летом или зимой. Потому что зимой перед тобой расстилается заснеженная белая пелена, а летом же открывается взору распростёршееся на многие километры невероятное буйство красок. И дух захватывает, когда с возвышенности смотришь, как на фоне всей этой красоты внизу кружат олени.

– Алексей, а бывал ли ты в Республике Коми?

– Однажды я приезжал к вам на форум «FUROR». Тогда нас поселили в маленькой коми деревне. Здесь я впервые увидел большую печку, на которой можно было даже полежать. Что, собственно, я и сделал (смеётся). Больше всего меня поразило, что в этой печи можно готовить шаньги, блины, пироги... И так всё это вкусно! Хозяева рассказывали о своём быте и традициях, угощали коми блюдами, подробно расспрашивали об обычаях ханты. Их глаза очень тепло сияли, а на прощание хозяйка даже поцеловала меня в щёку и вновь пригласила в гости. Очень верю, что в Коми еще удастся приехать не раз.

Самые частоупотребительные слова:

Анти – мама,

Хот – дом,

Хоят – человек,

Най – солнце,

Вулы – олень,

Нянь – хлеб,

Мув – земля,

Уща – здравствуй (привет),

Ас – Обь (река),

Муй мосл? – Что нужно?