И летят журавли в Казахстан от донских степей, из Мариновки

IMG_1262
12536 рейтинг
1262 голосов

Непривычная для славянских глаз и ушей картина. Прямо на плитах, которыми устлано подножие Братской могилы, сидят люди в национальных казахских одеждах. Судя по позам и движениям, люди – человек двадцать – совершают молитву. Таинству действа помогает и окружение – небольшое памятное место обнесено забором, который утонул в буйных красках вовсю цветущей бело-фиолетовыми гроздьями сирени. Яркие, покачивающиеся на ветру ветки заслонили молящихся от чужих глаз. Впрочем, на посторонних здесь внимания и не обращают – погружены в процесс ритуала. В этот особенный день – 9 Мая — на Братской могиле в казачьем селе Мариновка поминальную мусульманскую молитву совершают казахи, приехавшие из разных уголков России и Казахстана: Санкт-Петербурга, Астаны, Кустаная, Актау, Атырау, Тараза.

Каждый здесь – родственник другому, но это лишь малая часть семьи Хамидуллиных: те, кто смог приехать. И находятся в День Победы люди здесь потому, что среди прочих многочисленных фамилий на плите начертано: Сират Хамидуллин. Это их дед, тогда девятнадцатилетний юноша, он пал в сорок втором под хутором Илларионовка, защищая общую для русских и казахов, белорусов и украинцев и еще десятков народностей сталинградскую землю. А узнать об этом, благодаря современным коммуникациям, родные смогли только осенью 2020-го года. Первым приехал на первое же 9-ое Мая Нурлан Хамидуллин вместе с женой.

ДЛЯ СПРАВКИ:
На Братской могиле в Мариновке казахских фамилий немало. Нурлан нашел даже еще одну, родную своему сердцу – здесь погиб и предок друга его отца. Видимо, призвали тогда в одном военкомате многих — всех вместе, и полегли в горячих битвах в сталинградских степях уроженцы степей казахских.

Конечно, на такие обряды принято приглашать муллу. Но если нет такой возможности, поминальную молитву на могиле читает старший из фамилии – тот, кто знает необходимые суры. Суры в семье Хамидуллиных, даже будучи в советское время коммунистами, знали все. Ведь так же и казаки донские шли в бой за Россию с «Отче наш» и «Господи, спаси и сохрани».

В этот день на мариновской Братской могиле молитву читал Таргын Андирович – старейшина фамилии: старший брат старшего сына.

Всего сыновей в те сорок-грозные годы в семье Хамидуллиных было шесть, да еще одна сестра. Трое старших ушли воевать на фронты Великой Отечественной. Первый, отец Таргына, вернулся домой с ранениями, без ноги. Второй сын – Сират – как раз и похоронен здесь, в Братской могиле в Мариновке. Третий сын вернулся с войны живым. Но никто из них троих не дожил до 70-ти лет. Всех догнала война. Так что Таргын, которому сейчас 72, старше отцов и дядьев своих. Тех, что прошли войну.
А Нурлан, ставший главным организатором поисковой и паломнической историй – сын самого младшего сына. У него два брата и две сестры. А еще красавица-мама, которая очень переживала, что не смогла приехать. Ее поберегли родные: дорога на машине из Казахстана на Астрахань, по которой пришлось ехать к могиле Сирата, честно признаться, плоха, больше 15-ти часов трястись. А 10-го мая, когда родные еще были на сталинградской земле, мама отметила 82-ой день рождения. Впрочем, если бы вы ее увидели, то не дали бы на вид и 60-ти лет.

Делегация Хамидуллиных приехала в Мариновку не только помолиться на могиле деда. Миссий наметили они немало. Но самая святая и важная — с каждой могилы: отца и матери Сирата, пяти его братьев и сестры взяли и привезли в Мариновку казахи горсти земли. И легла родная батыру Сирату казахская земля у плиты с его именем, да под той самой невестой-сиренью, что будто в честь его встречи с родными так буйно расцвела к Дню Победы. И взяли казахи по горсти земли сталинградской с могилы деда. А по приезду, соблюдая обряд, с молитвой посыпали эту землю к могиле отца, что лежит на старом, уже не действующем кладбище; к могиле сестры, что похоронена на кладбище с семьей своего мужа, чью фамилию она носила; к могилам матери и пяти братьев, что покоятся на родовом кладбище семьи Хамидуллиных. По горсти за каждого, кто пришел, по горсти за каждого, кто не смог приехать. А значит, 80 лет спустя, упокоился прах Сирата Хамидуллина с землей этой на родовом кладбище. «Ни расстояние, ни время нам не помеха», – говорят родные. И теперь смогут они поставить здесь гранитный могильный камень, чтобы любой, кто не сможет поехать в Мариновку, пришел и поклонился здесь памяти второго из братьев. Того, которого забрала подлая война.
Нурлан Хамидуллин, горный инженер, закончивший в свое время Ленинградский горный институт, сейчас живет в Санкт-Петербурге и работает в фирме, изготавливающей инструменты для геологоразведки. Именно он организовал всю делегацию в 18 человек из 6-ти разных городов на поездку. Именно он, по окончании молитвы здесь, на Братской могиле в Мариновке, первый отделяется от родных и подходит к нам знакомиться. Объясняет: «Наш народ — часть истории Великой Отечественной войны. Мы тоже потеряли своих родных. Сегодня недопустимы попытки зачеркнуть память, переписать историю Великой Отечественной войны и вычеркнуть роль в Великой Победе многонационального советского народа. Поэтому мы приехали сегодня с детьми, чтобы не стать последним поколением, кто все это понимает и помнит. Победа над нацизмом была написана кровью больше 20 миллионов людей разных народов, это наша общая победа, мы должны помнить погибших, передавать нашим потомкам память о том, что они пережили, чтобы такого никогда больше не было».

ДЛЯ СПРАВКИ:
В 1939 году в Казахстане проживало 2 миллиона 370 тысяч человек, на фронт ушли 1 миллион 200 тысяч. И 600 тысяч защитников не вернулись. У казахов более 500 героев Советского союза.

Многие взрослые в казахской делегации – в национальной одежде, детки – в военной форме образца сороковых. Издали делегация напоминает свежий уверенный ручеек с солнечными бликами — это из-за национальных флагов и лент голубого цвета с изображением солнца.

V8dbHZBRmZBjp9Rdo-ilbxK8hPYh2JUBGkJN7pbJSWFib_z0RpKOg70tV580FuT_0XqsFRpKWJIs-yA2h1IPwWM3

В «Бессмертный полк» Мариновки ручеек аккуратно вливается сразу рядом с донскими казаками, что одеты в справу. И Полк, в самой первой шеренге которого идут малыши, задорно машущие шариками, и глава поселения Александр Николаевич Никонов, начинает свой путь по Мариновке. Самый правильный Полк: в строю все — от мала до велика, в строю — люди стольких национальностей, что не перечесть. И у каждого – штендер с портретом. Смотрите, деды, мы вместе! Смотрите, наши журавли, по-птичьи окликающие оставленных на земле – мы помним! Мы едины и делах своих, и в памяти своей! Как бы ни старались враги поделить нас на «русских» и «нерусских», на мусульман и православных, на чужих и своих. Потомки единого многонационального народа, погибавшего за Родину, плечом к плечу тогда, сегодня вместе идут и кричат «Ура!», «Слава России!», вместе радуются сквозь слезы, вместе поют «День Победы». А потом вместе сядут за один стол, горько вздохнут и выпьют молча сто грамм фронтовых, не чокаясь. Потому что слова в тот момент не нужны, потому что мы друг друга понимаем без слов, неважно на русском или казахском мы разговариваем.

Все рос и рос «Бессмертный полк», продвигаясь по центральным улицами Мариновки. Из дворов и домов стекали в него люди. Полноводней становилась эта река памяти.

Наш корреспондент чуть обогнал полк, чтобы встретить и запечатлеть его издалека. Из ближайшей калитки показался пожилой мужчина. Одежда рабочая, видавшая виды – похоже, управлялся по хозяйству. «Полк идет?» — поинтересовался. Тут же оттащил в сторону мусорный контейнер, что стоял у дороги и скрылся во дворе. Когда через несколько минут Полк поравнялся с его калиткой, мужчина вышел уже в опрятной рубахе и светлых брюках и с достоинством занял место в строю, подхватил за поющими строки так знакомых и любимых песен…

Mar-e1654085079953

А «Бессмертный полк» вернулся к Братской могиле, от которой и начинал сорок минут назад свой путь. Там и прошел торжественный митинг. Первым слово – поздравительное, теплое – сказал глава Мариновского сельского поселения А.Н.Никонов: «Наша задача помнить о подвиге тех, кто защищал мир в годы Великой Отечественной войны, свято чтить память наших геров!» — завершил он свою речь.

А Ирина Питерякова, возглавляющая в поселении сферу культуры, рассказала о том, как год от года находятся родные воинов, спящих вечным сном в этой могиле. Кто-то приезжает сюда сам, чтобы почтить память и возложить цветы и венки, кто-то присылает трогательные письма. Так, в этом году накануне 9 мая пришло письмо: «Здравствуйте, жители Мариновки! Примите привет и поздравление с наступающим Днем Победы из Челябинска. Мой дед, Рязанов Николай Федорович, похоронен в Братской могиле в Мариновке напротив Дома культуры. В 2018 году я посетила эту могилу. С тех пор мы внимательно следим за публикациями в социальных сетях обо всех мероприятиях, которые проводятся у вас. Спасибо огромное и низкий поклон взрослым и детям, всем жителям Мариновки за память. При поддержке ветеранов и профсоюзов Челябинской области был издан сборник «Бессмертный полк моей семьи», где опубликована моя статья о поездке в Волгоград и Мариновку. Еще раз с праздником! Мира и счастья! Солнца и радости! Здоровья, творчества и вдохновения! С огромным уважением, Галина Степановна Бородина». Теплые слова пришли в Мариновку и из старинного русского Ярославля, слова благодарности за память передает внучка красноармейца Николая Ивановича Заводчикова – Нина Леонидовна. Привет пришел также из Саратовской области от семьи Даниловых с благодарностью за почитание памяти похороненного здесь деда.

С приветственным словом выступил и старейшина семьи Хамидуллиных — Таргын Андирович. А школьники в поздравительных стихах прочитали и стих «Дед, слышишь… мы тебя нашли…», написанный представителями этой семьи.

Минутой скорбного молчания под звук метронома присутствующие почтили память тех, кто не вернулся с фронтов и тех, кто умер уже в мирное время. А затем возложили венки и цветы.

После времени для скорби об ушедших пришло время для ликования в честь Победы. Той самой, одной на всех, той самой, за ценой которой не постояли.

Творческие коллективы и исполнители поселения пели песни о войне, о Родине и те песни, что созвучны нынешнему неспокойному времени — времени, когда Россия вновь закрывает собой от нацистской чумы весь мир: «Не воюйте с русскими» — будто лейтмотивом прошло через весь концерт. Шквал восторга и аплодисментов сорвали самые малюсенькие участники концерта. Их задорно-побудительное «Шашку бери-бери, да..» пробирало так я вам скажу!)
Очень красивую страничку в концерте открыли гости из Казахстана. Программу вместе с мариновской Оксаной Рекудановой вёл Бауыржан Хамидуллин. Юная Анита и ее племянница Алина читали стихи, Тимур очень виртуозно сыграл на домбре. Артур просто бархатным голосом спел «Смуглянку». Но «гвоздем программы» стал Айбек, младший брат ведущего Бауыржана. Он, работая звукорежиссёром, очень музыкален. Его «Журавли» — такие лиричные и проникновенные, подняли с мест сидящих, позвали подпевать.

IMG_1412

Ярким моментом праздника стало проведение традиционного казахского обряда обряд «атмінгізіпшапан жабу», который касается дорогих гостей или уважаемых людей. На сцену пригласили главу поселения, то есть по-казахски акима аула Александра Николаевича Никонова, его покрыли национальной одеждой –чапан, подарили домру. Выглядело очень торжественно и трогательно. А после концерта гостеприимные казахи пригласили активных мариновцев к накрытому в Доме культуры столу.

Пока затеялась суета по организации праздничного стола, на котором солдатская каша объединила и соленое сало по казачьим традициям, и колбасу из конины по мусульманским, Александр Николаевич тихо вышел из здания клуба с венком и направился к машине. «К памятнику Неизвестному солдату хочу отвезти» — ответил он на наш вопрос. И редакционная команда поехала с ним. Без помпы и торжественных речей, скромно и как-то по-домашнему уютно открыл металлическую калитку глава и шагнул к скромному памятнику, похожему на красный пик, увенчанный звездой. Находится памятник среди степи на небольшой возвышенности, на табличке написано: «Вечная память воинам Сталинградского и Донского фронтов, павшим в боях за Родину (ноябрь 1942 — январь 1943)». Постояли в тишине, отдали дань памяти. Спите солдаты, спасибо за мир! Поклонились и поехали снова в поселение.

А там уже казахская делегация угощает всех деликатесами для нас диковинными и на вкус не привычными, щедро одаривает: мужчин — тюбетейками, женщин – платками. Спасибо большое, добрую память сохраним.
А как же без песен? Да и станцевать в честь великого Дня Победы не грех: «У казахов, — улыбается Нурлан, — 90% песен лирических, а 10% — зажигательных для хороших мероприятий. Такие песни сейчас будут». Главным песенным голосом – и на казахском и на русском – стал Айбек.

А наутро казахская делегация отправилась на Мамаев Курган. Холодной и неприветливой была погода, не свершилось ими задуманное. Но хотят выполнить в последующие годы. Очень хотелось им на этой значимой высоте России спеть «День Победы», да так, чтоб подхватили песню все присутствующие, да так, чтоб зазвучала многими голосами. В память о деде Сирате, а память о каждом батыре, защищавшем родину, в память о каждом воине, какой бы не был он крови, заслонившим собой мир от нацистов, от постылой фашистской чумы.

Но важно, что сложилась другая песня — самый дорогой, самый бесценный подарок гости из Казахстана приберегли напоследок. Его готовили Хамидуллины всей родней. Сестра Нурлана – Жаркын — перевела ставшую символом памяти о погибших песню «Журавли» на казахский язык. Это первый и единственный существующий на сегодня перевод. И спели молодые представители семьи эту песню, и сделали на нее клип, стихи в нем прочитал сын Нурлана. Трогательно сделали. И вы его, дорогие читатели, посмотреть можете на нашем Ютьюб-канале.
И, конечно, пропеть песню вместе. Потому что сердце стучит одинаково на всех языках; душа болит одинаково, какой бы национальности ты ни был; грусть и скорбь печалят одинаково; Родину мы любим одинаково.
Низкий поклон Вашим потомкам, уважаемый Сират! За память, за дружбу, за единство. Низкий поклон всем вам, павшие и погибшие! Пусть в бездонном голубом небе летит спокойно Ваш белокрылый клин. Мы всегда будем помнить. И всегда будем вместе! Барлық қаза болғандардың жарқын естелігі!

Источник