«Ули стама морама» («Есть такой инструмент»)

_dG_BDeo37U
38 рейтинг
4 голосов

Рубрика на мордовском-мокша языке «Ули стама морама» («Есть такой инструмент») рассказывает о мордовских народных инструментах

«Ули стама морама: нюди» (Есть такой инструмент: дудочка-тростник»). Нюди был широко распространён на территории Мордовии и оценивался в быту наряду с другими инструментами как «сехте паро морамапельть» – самые хорошие инструменты.

Нюди (тростник) является одним из древнейших мордовских народных музыкальных инструментов. На этом инструменте играли дети. Для них делали одну трубочку без рога с двумя-тремя отверстиями. По мере приобретения детьми навыков игры, взрослые постепенно добавляли остальные отверстия.
Кроме того, в народной поэзии инструмент получил широкое отражение: в эпических песнях нюди, брошенный в огонь, превращается в девушку, на которой женится вызвавший её к жизни парень.
Сложилась традиция использовать этот инструмент в ритуалах, именно благодаря нюди в заговорах можно было останавливать кровотечение.
Произведения мордовской поэзии нюди представляется как одним из основных пастушеских инструментов, без этого умения сельская община не нанимала пасти стадо.
Пастухи-нюдиисты часто приглашались в качестве музыкантов на свадьбу, моляны. За это им устанавливалась плата: в одних сёлах – денежная, в других – хлебом, холстом или предметом одежды.

«Ули стама морама: гарзи» («Есть такой инструмент: скрипка») «Гарзи» образован от звукоподражательного гай (подобное: бай, пай, дяй), близкого понятию «гул», «звон».
Гарзи (условно переводимая как «скрипка») с плоскими деками изготовлялась из берёзовых, еловых, кленовых досок и имела различные размеры: обычный – для взрослых, малый (2/3 обычного) – для детей (эйкакшонь гайга, тякань гайга, жабань гарзе). В мокшанском фольклоре упоминается гарзи из сосновой доски.
Изготовление в мордовских деревнях в прошлом гарзи и гайги малого размера с двумя, реже тремя струнами свидетельствует о целенаправленном приобщении детей к инструментальному искусству. Обычно впервые ребенку дарили скрипку по достижении им 6 – 7 лет. Если многими другими инструментами дети овладевали самостоятельно, то в игре на этом хордофоне их обычно наставляли взрослые музыканты: показывали, как его настраивать, разучивали местный репертуар пьес, брали с собой на свадьбу, посиделки, где дети могли наблюдать игру учителя непосредственно на людях и его контакты с окружающими.

«Ули стама морама: кальхцияма» (Есть такой инструмент: ударник»). Кальхцияма – шумовой ударный инструмент, внешне напоминающий металлофон. Представляет собой несколько пластин или дощечек разной длины, обычно изготовленных из берёзы или дуба, скрепленных лыком или кожаным ремешком к деревянному основанию. Звук из инструмента извлекался с помощью деревянных ложек или палочек. Кальхцияму подвешивали через плечо чуть ниже груди. В народе существует мнение, что инструмент появился на свет благодаря детским забавам, когда дети, пробегая мимо соседских домов, проводили палками по забору.
Почти в каждой мордовской семье была Кальхцияма. На мокшанском и эрзянском языке звучание этого инструмента изображали с помощью слов "друн-друн", которые можно встретить и в фольклорных текстах.