Весенний праздник Jылгайак

уймон
14 рейтинг
2 голосов

В селе Сугаш 19 прошёл большой алтайский национальный праздник Jылгайак.

Праздник тесно связан с ежегодным астрономическим событием, днём весеннего равноденствия. По старинному поверью, как встретишь пробуждение природы, как отблагодаришь её – так она тебе и ответит осенью. Чем больше радости и веселья в этот день – тем леса, горы и реки активнее и полнозвучнее пробуждаются.

Предыдущие годы на территории республики в начале весны всегда отмечался праздник Чага-Байрам. Если заглянуть в истоки, то обнаружится, что корни праздника монгольские с вкраплениями буддизма. Многие тюркские народы подхватили эту традицию, но не всем эта традиция стала родной.

Последние несколько лет местное население настояло на том, чтобы был проведён Jылгайак – исконно алтайский праздник, связанный с пробуждением природы, когда день становится длиннее, чем ночь.

На праздник приехали артисты, гости, родственники из разных уголков Усть-Коксинского, Усть-Канского и районов. Почтить природу прибыли представители более 10 сёоков (родов). Организацией мероприятия занимались сотрудники Сугашского ДК и представители сёока «тодош», одного из самых многочисленных сёоков нашего района. Удивительно, что в организации национального праздника очень активно участвуют родственники, семьи, а не только работники культуры. К примеру, общее большее застолье с блюда- ми национальной кухни для всех гостей, игры для малых и взрослых – все эти блага были подарены большей частью жителей рода «тодош».

Официальная часть праздника проходила на протяжение 5 часов. За это время ни на минуту не прекращалось действие на сцене: песни, театральные миниатюры, стихи, танцы поочередно сменяли друг друга красочным калейдоскопом. Мероприятие от начала и до конца было исключительно на алтайском языке. Правда, гостю, не знающему алтайского языка, предпочтительнее быть с переводчиком. Торжественное открытие Jылгайака началось с музыкального номера онгудайского кайчи из села Нижняя Талда Виктора Чеконова. Такое выступление гораздо больше, чем просто музыкальный номер: в основе музыкальной композиции лежит благопожелание Алтаю, людям, всему миру. Традиционное горловое пение (кай) под аккомпанемент сделанного собственноручно топшура длится гораздо дольше среднестатистического эстрадно го выступления, в среднем от 15 минут и более.

Виктор Владимирович не имеет профессионального музыкального образования, основной род его деятельности – это фермерство.

«До 40 лет я не пел и не играл, только слушал. В 2000 году, тярлых сказал мне, что я буду кайчи. Я сам сделал топшур, соблюдая все правила (струны из конского волоса, корпус из кедра), и внезапно у меня начало получаться петь и играть, хотя предварительно я не учился этому», – поделился кайчи.

Кай может лечить людей, он благоприятно действует на психоэмоциональное состояние человека. По старому алтайскому поверью, во время исполнения кая вокруг кайчи собираются духи природы, после чего обеспечивается большая сохранность и процветание озер, лесов и животных.

Специально из города Горно-Алтайска приехал студент 3 курса этнокультурного отделения республиканского колледжа искусств Урмат Куркаев. Он исполнил кай и еще несколько вокальных композиций. Первая тяга к музыке у коренного сугашинца из сёока «тодош» проявилась в раннем возрасте. Позже родители поддержали увлечение Урмата, теперь он профессионально связал свою жизнь с музыкой. Также на празднике выступили не менее знаменитые земляки Алена Тижинова, Айсулу Кабарчина, Рустам Качашев и Айдар Бутушев.

Все представители коренного населения были одеты в нарядные национальные костюмы. Я узнала, что узоры на одежде отображают связь с местными животными и силами природы: например, рога марала или волны Катуни. Окантовка у нарядов состоит из семи цветов радуги, все символы носят обережный характер. Островерховой головной убор символизирует связь с космосом, а основная одежда – связь с землей.

На празднике была представлена выставка национальной одежды, а также изделия из войлока (ковры с национальными орнаментами), сделанные местными мастерицами. Поскольку температура на улице была около нуля, то нельзя не отметить особенности национальной шапки бӧрӱк.

Национальные шапки изготавливаются в основном из лисьих лап. Почему из лисьих, спросите вы? Существует легенда, в которой говорится, что когда-то очень давно лиса спасла человека от змеи, после чего рыжая красавица стала почитаемым животным. Народ дал обещание использовать лисий мех только для головных уборов. Так и появилась алтайская шапка бӧрӱк.

Львиная доля всех выступлений была посвящена благопожеланиям Алтаю, земле, лесам, всем окружающим людям. Много в России тематических праздников, но чтобы вся тематика была сконцентрирована вокруг восхваления природы и исключительно в позитивном русле – большая редкость. Но какой же праздник без народных игр? Игры с хлыстом на время (тебек) для школьников и взрослых. Но самым ярким зрелищем была национальная борьба с поясами куреш, исход которой невозможно предугадать заранее. За плечами Шуну Капшунова 5 побед в районных соревнованиях по борьбе и несколько призовых мест на республиканском уровне, но в этот раз удача оказалась не на его стороне. В напряженной борьбе за 1 место победу одержал Арат Чекошев из рода «кыпчак», второе место – Амаду Аратин (тодош). Призом за победу в национальной борьбе была одна овечка. Победителей в этот день было очень немало.

Задолго до начала праздника по периметру центральной площади села уже развевался дым от четырёх костров, на которых в гигантских казанах готовились угощения из национальных (и не только) блюд для всех присутствующих на Jылгайаке. Кочо – национальный суп из мяса с ячменной крупой, дёргём и полюбившееся в разных культурах жаркое (мясо с картошкой).

«В честь всеобщего торжества представители рода «тодош», чтобы накормить всех людей, выделили 4 овечки из своего личного подсобного хозяйства», – рассказал повар Олег Самаров.

Также гостей угощали конфетами чок-чок из талкана и меда, боорсоком, напоминающим хворост из русской культуры, крепкой аракой, выгнанной из молока. Алтайские блюда и кондитерские изделия отличаются большой сытностью и полезностью, преимущественно национальные блюда изготавливают из молока и мяса марала, овец. Гастрономическую выставку подготовила Нина Ерелина, жительница села Сугаш из рода «тодош». Как уже догадался уважаемый читатель, голодным никто не ушел, алтайцы – очень гостеприимный народ!

Jылгайак – уникальный редкий праздник, наполненный семейной атмосферой и радостью предстоящего оживления окружающей человека природы. Каждый присутствующий на мероприятии не зритель, а участник встречи весны, пробуждающей всё вокруг.