Ноя. 16, 2014

Масленица в истории Петербурга: царские забавы и народные гулянья

 

http://itar-tass.com/spb-news/1010183

Северо-Запад

28.02.2014
Традиции празднования масленицы со времен Петра I: всешутейший и сумасброднейший собор

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 февраля. /ИТАР-ТАСС/. С первых лет основания Санкт-Петербурга празднование Масленицы сочетало впечатляющие масштабные зрелища и народные потехи, среди которых особенно популярны были катание на санях и балаганные представления. Для светской публики и состоятельных горожан масленичные гулянья становились поводом продемонстрировать новые экипажи и модные туалеты. Народ, в свою очередь, с любопытством взирал на разряженных пассажиров карет и саней.



Как все начиналось

Обычно в первые три дня праздников стечение народа было не так велико, но начиная с масленичного четверга у гор и качелей собирался весь город. Праздничная площадь превращалась в своеобразную театральную сцену, а участники гулянья были одновременно и зрителями, и действующими лицами. "Для народных гуляний строились балаганы, карусели, перекидные качели и горы, в вокруг всего гулянья, по примеру Москвы, было "экипажное катанье" богатой публики. Тут купцы показывали друг другу своих чистокровных рысаков, свои дорогие шубы, жен и дочерей", - писал в своем исследовании о русских праздниках в XIX веке Иван Божерянов.

"Уже в 30-х годах XVIII века масленичная неделя в Петербурге отличалась разгульными пирами, ездой на лошадях и катанием с огромных ледяных гор", - рассказали ИТАР-ТАСС в Государственном музее истории города.

До начала ХIХ века места для главного действия выбирали произвольно. Масленичные катальные горы возводили на льду Невы напротив Смольного монастыря, Литейного двора, Петропавловской крепости, Петровской площади.

Где проходили гуляния

В Петербурге гулянья на Масленицу устраивали на левобережных площадях Невы: Сенной, Театральной, Петровской, Дворцовой и на Царицыном лугу (Марсовом поле). Возле гор и качелей располагались небольшие строения-шалаши, получившие название балаганов или "сараев для комедий". Обычно устроителями балаганов были иностранцы, и незатейливые шутки клоунов, зазывал или их кукол казались простому люду смешнее из-за заморского акцента. На балаганных представлениях публика могла наблюдать выступления кукольников, фокусников, а также заезжих актеров-комедиантов, которые представляли, по словам очевидцев, "наиувеселительнейшим образом в приторных одеяниях всякие комические и трагические важные деяния, басни, сказки, чудеса, кощунства и прочее". Такие представления длились около получаса, и за один масленичный день их давали до тридцати и более, а в перерывах выступали силачи и акробаты.

Организация проведения

С конца XVIII века в связи со стремительным ростом популярности и размаха гуляний их пытались регламентировать. "К XIX веку этот процесс был доведен до автоматизма", - рассказали в Музее истории города.

Ежегодно петербургский градоначальник сообщал городскому голове о том, что император "соизволил дозволить" комедиантам и эквилибристам приступить к постройке балаганов, каруселей, стрельбищ, чайных лавок, ледяных гор, катков согласно представленному плану. Управа благочиния установила специальный надзор за народными играми и забавами, не забывая о денежных сборах в пользу воспитательного дома. Распределением участков под балаганы занималась городская распределительная дума, устраивая специальные торги.

Во второй половине XIX века масленичные гуляния проводились на Адмиралтейской площади, на Марсовом поле (Царицыном лугу), но в январе 1898 года последовало высочайшее соизволение перенести народные гулянья на Преображенский и Семеновский плацы, вдали от центра города, и это привело к падению популярности гуляний. Организаторы народных развлечений даже написали в городскую управу письмо, в котором указывали на кризис народной праздничной культуры из-за переноса гуляний за черту города. Гулянья "на балаганах" сошли на нет после того, как за их организацию стало отвечать Общество попечительства о народной трезвости.

Когда перестали праздновать

Массовые народные гулянья в императорском Петербурге завершили свое существование в период между японской и Первой мировой войнами. Историки объясняют это тем, что на рубеже XIX-ХХ столетий, в эпоху "неслыханных перемен и невиданных мятежей", эта культура оказалась невостребованной и не отвечавшей духу времени.

Как веселились цари

При Петре Великом масленичные празднества проводились как "Всешутейший, Всепьянейший и сумасброднейший собор".

Несмотря на перенос столицы в Санкт-Петербург, императоры нередко делили свои масленичные развлечения между новой столицей и Первопрестольной. Сохранились описания ярких маслениц, отмеченных в Москве и позаимствовавших из Петербурга черты морского города и бюрократической столицы.

На Масленицу 1722 года, празднуя заключение Ништадтского мира, завершившего долгую Северную войну со Швецией, Петр I устроил в Москве грандиозное празднество, куда пригласил иноземных послов. Масленичная процессия включала множество саней и кораблей, запряженных различными животными, в том числе живыми медведями. Были в ней и широкие длинные сани в виде головы дракона, в которых сидели участники маскарада, наряженные волками, журавлями, драконами и героями басен Эзопа.

Сам царь ехал по сугробам на корабле, запряженном 16 лошадьми, и маневрировал на нем, как по морю. За ним следовала в раззолоченной гондоле императрица Екатерина, одетая крестьянкой.



ЛЕДЯНОЙ ДОМ

Самым знаменитым петербургским масленичным действом XVIII века стала устроенная в 1740 году по приказу императрицы Анны Иоанновны свадьба шута, для которой в центре столицы построили Ледяной дом. Ледяная свадьба была карой князю Михаилу Голицыну, который, отправившись в молодости учиться в Европу, женился там на итальянке и принял католичество, что считалось серьезным проступком для представителя русской вельможной знати.
Анна Иоанновна сделала князя шутом, чтобы наказать его за отступление от православия, а "дабы подвергнуть еще более лютому позору", велела женить на своей приживалке, 30-летней калмычке Авдотье Бужениновой, получившей такую фамилию от любимого кушанья.

Выстроенный для этой свадьбы на льду Невы Ледяной дом был 6 метров в высоту, 16 метров в длину и 5 в ширину. Его украшали затейливые ледяные скульптуры, фонари и часы, а перед фасадом стояли восемь ледяных же пушек. По свидетельству современников, даже дрова, цветы и игральные карты в нем были изо льда.
Новобрачных чествовала огромная процессия ряженых, представлявших все области и народы тогдашней Российской империи. Свадебный кортеж из 300 человек ехал к Ледяному дому на оленях, собаках, свиньях, козах и даже верблюдах, сопровождая свои передвижения музыкой и песнями. После свадебного пира новобрачных положили на ледяную кровать, приставив к дому караул, чтобы молодожены не покинули его до истечения брачной ночи.
Несмотря на столь суровое начало супружеской жизни, князь и княгиня не пострадали, вскоре им было разрешено поселиться в родовом подмосковном имении Архангельское, где родились два их сына. Ледяной дом простоял на льду Невы до весны, пока не растаял.

Дочь Петра Великого, императрица Елизавета, участвовала в масленичных гуляньях и застольях с большим энтузиазмом. Современники вспоминали, что она обожала блины и обычно съедала их по две дюжины.

Екатерина Великая еще в молодости установила особое катание на Масленицу в Чесменский дворец, находившийся в нескольких верстах от Петербурга. К большим саням, запряженным двенадцатью одномастными лошадьми, привязывались на двойных канатах по несколько пар маленьких саночек, на которых помещались всего два человека - кавалер с дамой, доставшейся ему по жребию. При поворотах санки опрокидывались, что очень веселило и участников процессии, и зрителей.

На Масленицу 1762 года Екатерина II устроила в Москве маскарадное действо "Торжествующая Минерва". Ряженые представляли в нем различные пороки чиновников - мздоимство, волокиту и другие, которые финале были побеждены Минервой - античной богиней мудрости, символизировавшей императрицу. А на Масленицу 1777 года, желая отпраздновать рождение своего первого внука, будущего императора Александра I, Екатерина раздала участникам устроенной после ужина игры около сотни изумительно красивых бриллиантов. Эта Масленица вошла в историю под названием "бриллиантовой".

Императорские забавы

Больше всех масленичных утех Екатерина Великая любила качели, карусели и катание с гор. При ней в Петербурге славились Охтинские горы, куда государыня ездила в сопровождении двора. В Царском Селе и Ораниенбауме для императорских утех были возведены постоянные катальные горки, которые можно было использовать даже летом.

Представление о том, какими были в старину эти архитектурно-инженерные сооружения, дает сохранившийся до наших дней павильон Катальной горки в Ораниенбауме, который был частью развлекательного комплекса образца XVIII века. Сооружение, над которым работали итальянский зодчий Антонио Ринальди и русский механик Андрей Нартов, было возведено в 1762-64 гг.

Здание павильона и луг перед ним позволяют представить себе размеры катальных горок, о которых в конце XVIII столетия писал этнограф и путешественник Иоганн Георги в своем труде "Описание столично-императорского города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного": "Сей сад имеет наипреимущественнейшую каталую гору. Гора есть свод около десяти саженей вышины имеющий, вверху с галереею и увеселительным домиком, в коем находятся шесть разною работою и позолотою украшенных одноколок наподобие триумфальных колесниц, гондол и оседланных лошадей. На каждой стороне ската есть покрытая колоннада, по коей вверху и внизу прогуливаться можно, и особливо вверху не токмо вольный воздух, но и весьма приятный вид имеет". В первом этаже павильона располагался специальный механизм, возвращавший тележки в исходное положение наверху.

К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ - С МАСЛЕНИЧНЫМИ ПЕСНЯМИ

И царские, и народные празднества на Масленицу не обходились без традиционных масленичных песен, которые славили праздник, чествовали новобрачных, сопровождали заигрыши. Песенное наследие сохраняют специалисты Пушкинского дома (ИРЛИ РАН). В его фонограммархиве хранится обширная коллекция масленичных песен. Хранитель Фонограммархива Юрий Марченко рассказал ИТАР-ТАСС что, их здесь много сотен (отдельный учет не велся, так как масленичные песни пополняли коллекцию архива во время комплексных экспедиций). Самые ранние записи относятся к 1894 году, когда Николай II вступил на престол. Особенно много в коллекции песен, привезенных из Псковской, Смоленской, Витебской, Ленинградской, Новгородской, Белгородской, Харьковской областей, в которых масленичные песни были особенно распространены.

В фольклорно-этнологическом центре Петербургской Консерватории масленичные песни не только записывают в экспедициях, но и реконструируют, разучивают и исполняют их на праздниках. "Сейчас в нашем репертуаре в основном псковские и смоленские песни. Это чествования молодоженов, жалобы, обращенные к родителям, хороводные песни и игры", - рассказала Галина Лобкова, заместитель руководителя центра по научной работе, заведующая кафедрой этномузыкологии. Многие масленичные песни обращены к молодоженам. Связанные с этим обряды – закапывание молодых в снег, катание с горы на санях, обязательно сопровождались песнями и хороводами. Есть и песни, в которых хулили тех, кто не женился – таким молодым людям даже надевали колодки на шею, а они должны были откупаться.

В центре Санкт-Петербурга на масленицу строились временные катальные горы, на которых могли развлекаться представители всех сословий. "Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют", - отмечал Иоганн Георги.

Катальных гор было обычно две, их строили из больших бревен, c лестницей с одной стороны и крутым, слегка волнистым дощатым скатом с другой. Высота гор достигала 18 метров, их всегда строили параллельно, скатами навстречу друг другу, и по всей длине сооружение украшали елками, флагами и деревянными, а иногда и ледовыми скульптурами. Катались с таких гор на санках или на лодках, обитых сукном. Некоторые из них украшали резьбой, например, изображениями львов и лебедей.

Вторым по популярности развлечением на масленичной и пасхальной неделях были круглые, маховые, парижские и подвесные качели, составлявшие "всеобщую забаву и гулянье". Их также строили только на время праздника, а потом разбирали до следующего года.

Придворные маскарады

При Екатерине II в масленичные традиции прочно вошли маскарады и спектакли в придворных театрах. На одном из маскарадов, собравшем более 6 тысяч человек, побывал даже известный авантюрист Казанова, так описавший свои впечатления: "Вся обстановка бала представляла зрелище причудливой роскоши в убранстве комнат и нарядах гостей; общий вид был великолепный".

Впоследствии на придворные маскарады в Зимний Дворец жителям Петербурга раздавалось до 20 тысяч билетов. В придворных маскарадах Масленой недели 1830 года принимали участие И.А.Крылов в образе музы комедии и легкой поэзии Талии и А.С.Пушкин, изображавший Циклопа.

При Николае I Масленицу начали праздновать в частной резиденции царской семьи - петергофской Александрии. Это были широкие масленичные гуляния, организованные в полном соответствии с народной традицией. Таким образом императоры приучали своих детей к обычаям страны, которой им предстояло управлять.

Санкт-Петербургский Региональный центр ИТАР-ТАСС выражает признательность за помощь в подготовке материала: Российскому Этнографическому музею - и лично Инне Карпушиной, ГМЗ “Петергоф” - и лично Ирине Мальгиной и Марии Долгановой, Государственному музею истории Санкт-Петербурга - и лично Ольге Скоробогатой.

Рейтинг: 0