В конце 19 века и до 40-х годов прошлого молодые люди по-особому ухищрялись, чтобы повеселиться шумной компанией. Утром им приходилось тяжело работать, вечер же был отдушиной. Когда холодало – с середины сентября до Пасхи – приходили на «посиделки», чтобы от души попеть и потанцевать. У «посиделок» была своя культура, традиции и даже праздники. На примере с. Борки Шацкого района разбираемся, как сделать обычные «домашние» вечеринки по всем правилам традиционных рязанских «посиделок».
Посиделки устраивали девушки. Собирались человек по десять. Сначала искали двухкомнатную избу. К ней пожилую и одинокую хозяйку – так легче договориться.
Подходящих домов было немного, еще меньше – старушек, готовых отдать дом под вечеринки. Поэтому девушки дружили с ними весь год. Весной и летом то в избе подметали, то готовить помогали.
Избу сначала вычищали: прогоняли полусонных крыс, выметали жучков-паучков. Из самой просторной комнаты выносили все, кроме образов. Вдоль стен расставляли скамейки, в угол табурет. На него ставили ведро с водой и кружки. Теперь изба готова для сидения с рукоделием и танцев.
В середине прошлого века электрический свет был не во всех селах. Поэтому дома освещали керосиновой лампой, которую подвешивали под самый потолок. По форме она была похожа на пузырь. Свет распределялся по всему пространству, и оттого вечера становились «ламповыми». Если какой-нибудь парень ее ронял (специально или нарочно) – его изгоняли из посиделок навсегда. Как бы он ни извинялся и ни спорил за закрытой дверью. Этот «пузырь» был гарантом посиделок, их символом, фетишем.
В «посиделошный» сезон было два праздника. Один из них назывался Покровские «кочеты». Приготавливали петуха, по-борковски «кочета». Накрывали общий стол. Ребята приходили с четвертинками водки, которые и пили весь вечер, – не больше. Девушки только пригубляли – этого им хватало, чтобы глаза начинали блестеть.
На Масленицу пекли блины. Тесто требовало закваски в теплом месте. Парни норовили все испортить: то табаку в тесто насыплют, то крысу дохлую подкинут. Пиру тогда конец.
Радовались только парни: их игра удалась.
Основа посиделок – девушки, их пускали только с 16 лет. Когда исполнялось 18, разрешали ночевать. Подростков гнали ржавой лопатой.
Парни каким-то одним посиделкам не принадлежали. Их поэтому называли «залетками»: залетел в гнездо, клювом пощелкал – и дальше полетел. Если уж какая-нибудь девушка пришлась по сердцу, парни иногда «прописывались» в доме.
На всех вечеринках незримо присутствовала хозяйка. Она забиралась на печку и просто смотрела на ребят: ни говорила, ни двигалась, ни вмешивалась. Даже если молодые начинали ругаться, не нарушала своего безмолвного поста. Земля могла перевернуться, а она на печке так бы и сидела. Существовала в качестве призрака, который внушал «посиделошникам» немой ужас.
Чтобы вели себя достойно.
У посиделок существовала традиция, как нужно встречать парней. Когда юноша заходил, девушки освобождали для него место на скамейке и должны были сплясать. Установленный «минимум»: четыре пляски. Девушки не горели желанием танцевать для каждого пришедшего. Иногда с надеждой спрашивали: «А можно мы не будем?». «Танцуйте», – отвечал им какой-нибудь Мишка, и они слушались. Но поиздеваться случая не упускали. Затянут какую-нибудь нудную, однотонную мелодию, и к концу пляски парень уже сам жалеет, что так строг и важен.
Борковские девушки играли на губных гармошках. Инструменты были маленькие, визгливые, скудноголосые. Из-за небольшого потенциала инструмента девушки выучивали лишь несколько напевов. Их хватало, чтобы поддерживать веселье. Музыканток называли гармонистками и «игрушами».
Парни приходили с балалайками, к ним пристраивались и девушки, если тоже играть умели. Вместе настраивали инструменты и организовывали небольшие ансамбли.
Когда сезон посиделок заканчивался, молодые люди прежним составом выходили на вечерние улицы. Собирались уже после того, как село засыпало. Выбирали какие-нибудь дальние места, которые обозначались положенными кругом бревнами.
Подбираем просторную избу с тихой хозяйкой.
Разрабатываем фишечки.
Следим, чтобы не заходили подростки.
Чем больше музыки – тем веселей.
Весной и летом поддерживаем связь с «посиделошной» компанией.
Дружим с хозяйкой весь год и помогаем ей по дому.
Автор Максим Колобынин, май 2019