«Весь год – народное искусство»

2022 год в нашей стране – Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Очень подходит Нижегородской области, ведь это наши «изюминки»: городецкая роспись и балахнинские кружева, гончарный промысел в Богородске и резьба по кости в Варнавине. И наши, павловские умельцы, год этот по праву будут считать своим: наши ножи, столовые приборы далеко за пределами России-матушки известны, а мастеров готовят у нас же – в техникуме народных художественных промыслов. Так что рассказать есть о чём.
ПРЕЗИДЕНТ ОДОБРИЛ
Как сообщается на сайте Министерства культуры Российской Федерации, идею провести Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов поддержал президент Владимир Путин. Он отметил, что важно хорошо и содержательно наполнить программу Года, учитывая особенности каждого региона.
– Это огромная радость для миллионов людей, которые занимаются народным творчеством, которые увлечены народным искусством по всей стране. Мы видим, что для людей это – дело, которому они посвящают всю свою жизнь, которое объединяет представителей самых разных поколений, – сказал министр культуры России Владимир Мединский.
КРУЖЕВА И ВЫШИВКА
История балахнинского кружевоплетения – давняя. По информации министерства промышленности Нижегородской области, русское кружевоплетение появилось в XVII веке, а одним из его известных центров в XVIII– XIX веках была Балахна. Из Балахны пошло строчевышивальное производство: из льняного или полульняного полотна, по узору, выдёргивают нити – получается рисунок, который потом обматывают нитками в тон полотна или цветными.
А в Городце до сих пор вышивают золотом. Точней, имитацией золотых нитей: здесь сохранился древний промысел – городецкая золотная вышивка. Конечно, уже никто не вышивает чистым золотом – используют нити-имитацию. Потому и название – «золотная». Но красоты – невероятной!
Художественная вышивка начала развиваться в Нижнем Новгороде в 1933 году, когда открылась строчевышивальная фабрика «Юнона». Слышали слово «гипюр»? А про нижегородский гипюр знаете? Жители Чкаловска точно знают, потому что, как пишет сайт нижегородского минпрома, в конце XIX века в Чкаловском округе появился особый вид вышивки «по выдергу»: то есть по крупной сетке, образованной путём выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, – известный под названием «гипюр». По прозрачности и мягкости напоминает кружево. Главный элемент узора – ромбы-«цветки».
НЕ ТОЛЬКО ХОХЛОМА!
Наверное, первая ассоциация со словом «роспись» у большинства – хохлома. Да, в нашей области два её центра – село Сёмино Ковернинского района и Семёнов. Узоры «золотой хохломы» известны по всему миру и неизменно вызывают восторг! Но и в Городце не лыком шиты: городецкая роспись и резьба по дереву давно поселились в сердцах поклонников народного искусства.
Знаете, откуда на Руси матрёшка? Из Семёнова. Расписанная известной семёновской росписью, милая деревянная куколка – один из российских символов и произведений народного искусства. Как и игрушки-тарарушки с яркой затейливой полховско-майданской росписью, которые когда-то, конечно, были утилитарного назначения (для игры ребятишкам). Кстати, игрушки не только там делали. Есть ещё топорно-щепная новинковская деревянная игрушка. Да не статичная! Каталки-колёски, каталки-вертушки, меленки, кузнецы на подвижных планках. Говорят, в губернии нашей существовало несколько центров по изготовлению топорно-щепных игрушек. Самый ранний из них – Чкаловский.
РЕЗЬБА И КЕРАМИКА
«Нижегородский мрамор» – ангидрит – добывают и обрабатывают в селе Борнуково Бутурлинского района. Камнерезный промысел тут давно бытует и бережно сохраняется нынешними борнуковцами. Без шаблонов, вручную делают свои произведения искусства мастера варнавинской резьбы по кости. Так что двух одинаковых точно нет! Как и двух одинаковых, к примеру, крынок, что в Богородске делают кудесники гончарного промысла и художественной керамики. Он там существует с 1570 года, и чего только из глины не делали: горшки, плошки, рукомои, лотки, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы… Ещё один из центров гончарного промысла и художествен- ной керамики – в Балахне.
ПАВЛОВСКИЕ И ДРУГИЕ МЕТАЛЛИСТЫ
Казаковская филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Нежнейшие металлические нити-переплетения завораживают. Иногда даже поверить сложно, что эта красота – из проволоки.
Ножевой промысел и художественная обработка металла – одна из визитных карточек нашего Павловского округа. Холодное оружие, ножи, столовые приборы, кованые изделия – всё это делали и до сих пор делают наши металлисты! Посмотреть на эту красоту можно в Павловском историческом музее и в Музее ножа.
КОШЕЛЁК, КОШЕЛЁК
Да и не только кошелёк! Сумки, перчатки, обувь… Кожевенный промысел в Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине XVII века и распространился по многим городам: например, в соседнем с нами Богородске и сейчас производят кожи и изделия из них.