Код мира Юрия Сташа

Screenshot from 2023-12-11 14-52-00
0 рейтинг
0 голосов

Потомки современных адыгов через столетия будут разгадывать символы на этом костюме и узнавать удивительные факты об истории своего народа, как герои знаменитого фильма «Код да Винчи». Наш современник — знаменитый модельер Юрий Сташ зашифровал здесь важные послания и для адыгского народа, и для всего мира. Их главный смысл — в важности межнацио­нального единства и взаимного уважения между народами. Достичь этого, по мнению 91-летнего художника, поможет творчество, которому он и посвятил свою жизнь. Какое послание потомкам он зашифровал в своем новом костюме — в материале «СА».

Генетический шифр

Юрия Махмудовича мы застали в его мастерской за плетением шнурков, на которых подвешивают панно. В мастерской очень простая обстановка: светлые стены, почти нет мебели. На этом фоне ярким пятном выделяется его новое произведение: черно-красное сае (национальное адыгское платье) с золотым шитьем, поясом и головным убором в комплекте. Сразу бросается в глаза то, что на нем вышит не традиционный адыгский орнамент, а символы, похожие на буквы какого-то древнего алфавита. А еще платье отделано мехом — тоже нетрадиционный вариант декора адыгского костюма.

Значит, я правильные акценты сделал, раз вы именно на эти детали обратили внимание, — говорит мастер.

Юрий Сташ — известный не только в Адыгее, но и во всем мире дизайнер-модельер. Его отличительный стиль — национальные костюмы, посвященные значимым событиям. В них зашифрованы символы, рассказывающие об исторических фактах и поднимающие важные для человечества вопросы экологии, межнационального согласия. Художник уверен, что именно творчество способно помочь миру преодолеть любые кризисы. И эту глубокую идею оценило мировое сообщество: коллекции его костюмов находятся под охраной ЮНЕСКО.

Иными словами, если потомки-историки захотят проанализировать все, что происходило в мире за последние десятилетия, им достаточно будет правильно «прочитать» символы на костюмах Юрия Сташа.

Как вы думаете, как я назвал новый костюм, чтобы отразить то, что сейчас на нашей планете происходит? — спрашивает Юрий Махмудович.

Наверняка что-то связанное с темой мира… — отвечаю я.

Символ традиций

Костюм называется «В поисках добра и мира». Название и смысл, которые он несет, зашифрованы в орнаменте на платье. Это своеобразный код, в котором сокрыта информация о народе, его истоках, традициях. Узор нового сае «соткан» из десятков иероглифов клинописных текстов хаттов — древнейшего народа, жившего 4-5 тысяч лет назад. При чем же здесь адыгский национальный костюм?

Дело в том, что есть обоснованная теория, утверждающая, что хатты являются предками современных адыгов. На это указывают многие факты. И главный из них — сходство языка. Есть исследования лингвистов, которые доказывают, что абхазо-адыгская языковая группа (в нее входит и адыгейский язык) родственна с древним хаттским языком. Более того, люди, владеющие адыгейским, при определенных навыках могут свободно читать древние клинописные тексты.

Я увидел эту информацию, нашел книгу кабардинского лингвиста Хаути Пхитикова «Хатты в древних языках и культурах». Она о том, как на современном адыгейском языке можно читать древние хаттские клинописные тексты. Начал изучать и набрел на сведения о первом мирном договоре в истории человечества, который был заключен между хаттами и египтянами. Тема мира и умения договариваться, чтобы выйти из кризиса, показалась как никогда важной сейчас! Я связался с Хаути, спросил разрешения использовать его исследования в своем творчестве, — рассказывает Юрий Махмудович.

Таблички с древним клинописным текстом, который оказался мирным договором между фараоном Рамзесом II и царем Хатти, были обнаружены много лет назад. То, что это первый в мире дипломатический документ, выяснилось после дешифровки. Кадешское мирное соглашение положило конец давней вражде между Древним Египтом и Хаттской империей. Сейчас копия этого эпохального исторического документа хранится в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

А теперь представьте, что всю эту историю, описанную древними символами на этих табличках, можно прочитать на адыгейском языке — это же удивительный факт для нашего народа! — говорит Юрий Сташ.

Хаути Пхитиков — автор нескольких книг, посвященных тому, как читать древнюю письменность с помощью современного адыгейского языка. Ученый объездил самые крупные музеи мира, изучил тысячи документов и вместе с коллегами доказал: язык хаттов и языки абхазо-адыгской группы — родственные. Не случайно в расшифрованных текстах встречается много современных адыгских фамилий. А еще упоминается, что у хаттов был такой институт, как собрание всех граждан, которым управляли старейшины. По сути, это аналог знаменитых адыгских хасэ, которые существуют и сейчас.

На адыгейском языке можно читать не только древние клинописные тексты хаттов, но и египетские. Я этим занимаюсь уже 40 лет, до меня эту тему изучал мой отец, — поделился с «СА» Хаути Пхитиков. — Свободно читаю клинописные тексты и дешифровал многие из них, в том числе знаменитый первый в истории человечества мирный договор, ратифицированный в 1258 году до нашей эры. С профессором Татьяной Шомаховой мы написали несколько книг об этом. Более того, в текстах, которые я дешифровал, есть пересечения с нартским эпосом. То, что Юрий Махмудович поднял эту тему в своем творчестве, очень ценно и важно! Этот шикарный костюм — послание нашим потомкам. Он очень мастерски сумел изобразить хаттские иероглифы. И тем самым запечатлел важную страницу истории адыгов. С исследованием о родстве языка хаттов и абхазо-адыгской группы по просьбе МГУ мы выступали на самых разных мировых площадках — в Греции, Англии, Америке. То есть с научной точки зрения мы эту историю показали миру, а теперь она еще и отражена в произведении искусства.

Объединять народы

— Теперь вы понимаете взаимосвязь адыгов, этих символов и темы мира? Каждая деталь — это символ. Сейчас мир разобщен. Нам приходится бороться за свою правоту. Но я искренне верю, что культура способна объединять народы! Способна нести в мир то, что действительно важно. И этот костюм, как и все другие в моей коллекции, — свое­образный призыв к этому. А еще это «генетический код» потомкам, чтобы они знали о своих корнях, о своей истории. Я как художник считаю это своей миссией. Это дает мне силы, вдохновение вставать по утрам и творить, — признается Юрий Сташ.

И в то, что творчество дает художнику какую-то необъяснимую энергию, поневоле веришь, когда узнаешь, что абсолютно каждая деталь на этом платье сделана без чьей-либо помощи и всего за три месяца! Юрий Махмудович сам не только изготавливает модели костюмов, но и вышивает витиеватые орнаменты, детально повторяя сложные символы древнего письма. Еще больше впечатляет вышивка на нарукавнике сае, где изображен кадуцей — жезл, обвитый двумя обращенными друг к другу змеями, являющийся символом медицины.

— Это тоже не просто символ. В нем отражено значимое для адыгов историческое событие, которым, как мне кажется, должен гордиться наш народ, — объясняет художник.

История из XVIII века

Этот символ возвращает в далекий XVIII век, в непростое для человечества время — эпидемию оспы. Эта болезнь косила по всему миру миллионы людей. По общеизвестной версии, прививку против оспы изобрел английский врач Эдвард Энтони Дженнер в 1798 году. Но есть и другая версия, согласно которой первая прививка от оспы была сделана черкешенкой на Кавказе гораздо раньше.

Доказательством этому служат записи французского агента короля Карла XII Абри де Мотрэ, который посетил Кавказ и увидел процедуру прививания у черкесов. Он подробно описал, как в селении Деглиад делали прививку 4-летней девочке.

— Меня это вдохновило! И результатом стал символ, который я нанес на нарукавные подвески. Почему кадуцей я изобразил именно на этой части платья? Потому что руки — это символ женского начала, — говорит Юрий Сташ.

И добавляет, что издревле именно на нарукавниках сае вышивали самые важные символы знаковой системы адыгов. Они имели самый глубокий сакральный смысл. Это некие метафоры, рассказывающие о чем-то значимом.

Кадуцей выбран тоже неслучайно. Это связано не только с медициной, но и с тем, что, согласно легенде, в нем заложен символ мира.

Вы же знаете миф о происхождении этого символа? По легенде, Аполлон в знак примирения со своим братом Гермесом подарил ему волшебный посох. Когда Гермес, решив проверить его свойства, поставил жезл между двумя борющимися змеями, они сразу же прекратили борьбу и обвили его. То есть, в моем понимании, стержень кадуцея — это символическая ось мира, а змеи — символ цикличности, восстановления нарушенного порядка и того, что после любой борьбы рано или поздно наступает мир, — объясняет Юрий Сташ.

Мех в костюмах

Третий символ, зашифрованный в костюме, — любопытный исторический факт о том, что в древности адыги использовали в одежде детали из меха.

Я несколько лет назад уже работал над этой темой, изготовил костюм с меховыми элементами, но допустил досадную ошибку — ворс на мехе был направлен не в ту сторону. Для меня важны детали, поэтому тот костюм я превратил в панно, а уже на этом, новом, все сделал верно. Мне кажется, это интересный исторический факт, который нужно было запечатлеть, — рассказывает Юрий Сташ.

— Юрий Махмудович, откуда же вы черпаете столько идей и вдохновения? — спрашиваем уже в конце нашей беседы, искренне поражаясь тому, насколько живо мастер рассказывает о своем творчестве.

Я часто шучу, что моими мыслями управляет космический дирижер, — смеется модельер. — У меня рядом с кроватью всегда лежит записная книжка — могу и ночью проснуться с какой-то идеей. Но мне не кажется это чем-то удивительным. Это моя жизнь! И я счастлив, если могу через свои костюмы донести какие-то важные ценности, рассказать о моем народе. Когда-то я ездил в Америку, показал там национальные адыгские костюмы. Вы не представляете, какой это вызвало восторг и интерес! Именно интерес друг к другу, культура — это то, что может сплотить разные народы. Разве сегодня что-то может быть важнее?