Кряшены Казани: путь святой воды

bbd5d26461e681bc42ae845ab2d72c7b
0 рейтинг
0 голосов

19 января православные христиане отметили один из главных своих праздников. Причастными к нему, наряду с Рождеством и Пасхой, ощущают себя не только воцерковленные, но и те, кто на зубок знает лишь пару строк «Отче наш».

В случае Крещения Господня интерес к действу подогревается еще и таинством освящения воды – приобретением ей свойств, зафиксированных в том числе и учеными, и бытовыми традициями, такими, как окунание в студеную купель.   А уж если речь идет о праздновании в малой и обособленной этноконфессиональной группе, то интерес этот удваивается.

«Белое пятно» в переулке Худякова

Храм Тихвинской иконы Божией Матери расположен в стороне от популярных туристических маршрутов столицы Татарстана. Хотя и не отшибе. Исторический центр города – пять минут ходьбы от Колхозного рынка. Но знать надо где свернуть, а то пройдешь мимо. До Первой мировой войны переулок между ныне Московкой и Тукаевской улицами именовался Тихвинская ограда – по одноименной церкви, сейчас носит имя советского археолога Михаила Худякова.

Ты и сам, впервые отправляясь сюда, соотносишь себя в какой-то степени с этим исследователем истории и культуры народов Поволжья. Храм является кряшенским приходом. Для человека стороннего кряшены,  исповедующая православие этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, является своего рода белым пятном.  Впрочем, стереть его с атласа личной эмпирики казанцам стоит малого – желания, и ничего более.

Сам Тихвинский храм со стороны переулка выглядит приземисто. Скорее всего дело в том, что асфальт здесь долгое время укладывали один слой на другой и здание церкви визуально просело.

Впрочем, во дворе недостаток величественности возмещается: видом храма в небесно-голубых тонах, огромным крестом, чья поверхность из нержавеющей стали отражает и сам храм, и лучи восходящего солнца, и даже захоронением с литой чугунной  оградой.

Здесь покоится бывший настоятель – протоиерей Павел Павлов, чьими стараниями храм был восстановлен в 90-х и стал центром кряшенских приходов Татарстана. Так же Павлов перевел на кряшенское наречие несколько книг Священного Писания.

Служба уже началась. На входе встречает необычное для православных храмов распятие – групповое: рядом с крестом и Спасителем две фигуры, слева узнавалась Богоматерь (справа, как выяснилось позже – апостол Иоанн Богослов), к тому же на кресте перекинут рушник – вышитое вручную полотенце. От этого веет чем-то домашним.

О торжественности момента напоминает ваза с розами и наряд полиции у входа – меры безопасности в такой день повышенные.

Бабушки не оправдали ожиданий

Описывать службу нет необходимости, скажу лишь, что душевные тревоги относительно того, что столкнешься с чем-то непонятным, не оправдались. Даже не было ожидаемых одергиваний бабушек при храме – этих непременных строгих ревнительниц порядка и благочестия.

С готовностью они отвечали на все вопросы или честно признавались, что чего-то не могут пояснить. Никакой настороженности и на фотокамеру, словно, им не привыкать. На самом деле, это скорее идет от простоты принятия действительности со всем ее многообразием.

Во время обхода воды батюшкой с молитвою и погружением креста на пол с грохотом полетело несколько крышек, прислоненных к ведрам. Автор единственный оказался в непосредственной близости от источника шума. Определенная неловкость от того, что его могут принять виновником этого незапланированного вступления «литавров», была.

-Разные люди приходят, и нехорошие тоже, – эти слова от одной из «бабушек», решивших объяснить произошедшее, были приняты сначала на свой счет.

Видя это, она поспешила успокоить:

-Я не про вас…

Давно я не слышал в свой адрес таких ободряющих слов.

Дел же у женщин, обеспечивающих пусть святой воды к прихожанам, было немало. Столы и лавки в углу у предела Тихвинской иконы Божией Матери плотно заставлены разнокалиберной тарой – от 5-литровых ПЭТ-бутылок и 3-литровых банок до оцинкованных и эмалированных ведер и объемных баков. К стенкам последних прикреплены горящие свечи, что визуально роднило их с кадилом, стоящим тут же. Принимали и пустую тару с просьбой наполнить ее позже святой водой.

Вообще, женщины в белых халатах, отвечающие за водный вопрос, напомнили чем-то сотрудниц школьной столовой на раздаче из советского прошлого – замученные просьбами, но всегда доброжелательные.

Разговор у царских врат

После окончания службы удалось переговорить с настоятелем храма, протоиереем Алексием Колчериным. Правда, разговор получился недолгим, собеседник спешил на освещение источника где-то за городом.

-Есть какие-то особенности в богослужениях на Рождество и Крещение у кряшен в отличии от других православных?

-В кряшенских приходах богослужения совершаются на церковно-кряшенском языке, сама традиция таких служб идет со второй половины XIX столетия. В новейшее время богослужение на кряшенском языке были возрождены более 30 лет назад, после вынужденного перерыва в советскую эпоху. В целом это перевод богослужения с греческого или церковно-славянского языков на церковно-кряшенский язык, поэтому существенных отличий нет.

-Да, я это почувствовал на собственном опыте. А отличия в традициях празднования у кряшен Рождества и Крещения?

-Традиции празднования церковных праздников у кряшен сохраняются с дореволюционной эпохи, когда народные традиции переплетались с церковным уставом. Самый яркий пример, к тому же близкий к Крещению Господню, это название народное праздника на кряшенском языке. Праздник Крещение Господне Христос –  Христоснын чумылдырыуы, но в народе его называют Кач ману, что можно обратно перевести на русский язык как «погружение креста». По всей видимости кряшены видели, как священник погружает крест воду для освящения, отсюда и повелось народное название праздника.

-Где берете воду для освещения?

-Воду для освящения в праздник Богоявления, или Крещения Господня, по возможности, привозим с природных источников, порой люди сами приносят воду с родников, и мы ее освящаем.

-Сколько прихожан в вашем храме? Есть какая-то статистика по социальной и возрастной категориям прихожан?

-Кряшенский приход Казани, хоть и расположен в самом центре города, весьма малочисленный в силу того, что богослужение здесь традиционно уже на протяжении четверти века совершается на кряшенском языке. Однако это не означает, что русские прихожане не приходят в наш храм, наоборот, у нас есть постоянные русскоязычные прихожане, которые приходят помолиться и приобщиться к церковным таинствам. Возраст наших прихожан уже достаточно почтенный, ведь, к сожалению, у людей среднего и молодого возрастов много дел, планов, встреч, поэтому они приходят к нам лишь на большие праздники, такие как Пасха, Рождество Христово, Крещение Господне.

-Ваш храм обладает какой-то домашней атмосферой. Они создается из, казалось бы, мелочей. Например, рушников на распятиях. Это тоже одна из традиций кряшен?

-Украшать вышитыми полотенцами святыни или угол с иконами – такая народная традиция. Она есть у многих народов, развита и у кряшен.

-Акустика, опять же, замечательная. Благодаря ей голоса певчих, пусть и не столь сильные, сохраняют свою чистоту и проникновенность.

-Это так.  Акустика, действительно, замечательная. Иногда это даже мешает. Например, если кто-то из прихожан во время службы начинает с кем-то «бубнить». Приходится одергивать. Поют у нас, кстати, три дочери бывшего настоятеля протоиерея Павла Павлова.

-А лик какого святого изображен на мозаичном панно на внешней стене храма?

-Это Ильминский Николай Иванович. Он не причислен к лику святых, но очень почитаем кряшенами, так как сделал очень много для них в рамках своей миссионерской и просветительской деятельности.

-Обустраиваются ли кряшенами крещенские купели?

-В кряшенских селениях, расположенных около рек или озер или где есть природные источники воды, практически в обязательном порядке организуеются купели. По возможности священники приезжают и освящают там воду, люди берут ее домой как святыню, а если купель оборудована должным образом, многие в праздник Крещения традиционно погружаются в воду.

Например, святой источник в кряшенском селе Иванаево Рыбно-Слободского района Татарстана. Это достаточно удаленное от Казани место – порядка 100 километров, однако в прошедшем 2022 году там был освящен храм в честь Богоявления Господня, и там ныне первый престольный праздник.

Буквально в пятидесяти метрах от храма существует родник и оборудована крещенская купель, где все желающие жители и гости села имеют возможность набрать воду, умыться или окунуться в купель.

На этом нам пришлось попрощаться, священнослужителю пора было в путь. Да и автору для первого посещения кряшенского прихода впечатлений хватило. Есть надежда, что будут и другие.

Источник