Мэр и священник умерли страшной смертью, когда инициировали переименование «бесовского» посёлка на Урале

1679545804_1
0 рейтинг
0 голосов

Михаил Мишустин на днях подписал распоряжение о переименовании реки Шайтанка в реку Преображенка. Эта река находится в Ямало-Ненецком автономном округе и протекает через город Салехард, где на её берегу уже много лет строится храм Преображения Господня. Храм-долгострой планируют открыть в этом году, и, по данным издания «Ямал-Медиа», инициатором переименования реки накануне освящения храма мог стать патриарх РПЦ Кирилл, которому не понравилось соседство с объектом, имеющим такое неблагозвучное название.

Для жителей Свердловской области эта новость может быть интересна тем, что наш регион занимает первое место в России по числу топонимов с корнем «шайтан» – он присутствует в названиях более трёх десятков рек, скал, деревень и посёлков.

И в нашей области тоже не так давно была предпринята попытка переименования «шайтанского» названия по инициативе священника РПЦ – посёлок Нейво-Шайтанский хотели переименовать в посёлок Сусанский. Закончилась она крайне трагически для её инициаторов – настоятеля храма, выдвинувшего инициативу, убили в Рождественскую ночь, а глава посёлка, продолживший после этого продвигать идею о переименовании, в том же году странным образом погиб под колёсами собственного автомобиля. С тех пор планы по переименованию Нейво-Шайтанского решили отложить…

Подробнее об этих смертях, а также о том, почему на Урале больше всего Шайтанов – в материале «Вечерних ведомостей».

Город бесов, область шайтанов?

К Екатеринбургу с лёгкой руки телепропагандиста Владимира Соловьёва приклеилось прозвище «Города бесов» – в городских магазинах уже даже можно встретить мерч с этим словосочетанием.

Но то лишь прозвище. При этом в Свердловской области есть масса вполне официальных названий с корнем «шайтан», что в переводе с арабского и тюркских языков означает примерно то же самое – «злой дух». В исламском богословии Шайтан отождествляется с Дьяволом, Сатаной, Иблисом.

Если посмотреть на карту, то названия с корнем «шайтан» распространены, в основном, на Урале и в Западной Сибири. Ещё Шайтан – это караимская фамилия, и, скорее всего, поэтому одно село (а также река) с названием Шайтанка есть в Украине, но это единичные случаи.

Даже по меркам Урала и Западной Сибири, где распространены названия с корнем «шайтан», Свердловская область – безусловный чемпион по числу «шайтанских» топонимов.

Сейчас в Свердловской области, согласно данным на Википедии, имеются:

  • 13 рек с названием Шайтанка;
    • река Большая Шайтанка;
    • река Малая Шайтанка;
    • река Шайтан;
    • 4 озера с названием Шайтанское;
    • 3 болота с названием Шайтанское;
    Шайтанское водохранилище;
    Верхне-Шайтанское водохранилище;
    Нижне-Шайтанское водохранилище;
    • посёлок Шайтанка (в Новолялинском городском округе);
    • деревня Шайтанка (в Тавдинском городском округе);
    • остановочный железнодорожный пункт Шайтанка (в селе Николо-Павловское);
    • посёлок Нейво-Шайтанский под Алапаевском;
    • скалы Шайтан на берегу реки Реж;
    • скала Шайтан-Камень на берегу реки Чусовая.

Итого как минимум 32 «шайтанских» топонима. И это при том, что частичная «дешайтанизация» уже проходила в нашем регионе в советское время. Ряд населённых пунктов, имевших в своём названии корень «шайтан», был переименован. Среди них:

  • город Первоуральск (до 1920 года назывался Васильевско-Шайтанский завод);
    • село Чусовое (до 1941 года называлось Шайтанка, до 1920-х – Шайтанский завод);
    • село Октябрьское (до 1941 года называлось Шайтанское);
    • посёлок Висим (до 1933 года назывался Висимо-Шайтанский завод).

В XVIII–XIX веках на Среднем Урале был целый Шайтанский посессионный горный округ. «Шайтанские» названия тесно связаны с династией Демидовых – так, Васильевско-Шайтанский завод получил своё название в честь сына Никиты Никитича Демидова – Василия. Висимо-Шайтанский завод был так назван Акинфием Демидовым, поскольку заводская плотина была построена им на одной из многочисленных уральских речек Шайтанок – в месте, где также сливаются реки Висим и Межевая Утка.

Откуда на Урале столько шайтанов?

Названий, образованных от слова «шайтан», особенно много в горнозаводской части Среднего Урала, между Екатеринбургом и Нижним Тагилом. Эта территория к XV веку была заселена преимущественно народом манси. Но постепенно манси стали вытесняться на северо-восток другими народами – в первую очередь башкирами.

Екатеринбургский лингвист, специалист в области уральской и северорусской диалектной лексики и субстратной топонимики Александр Матвеев писал в 1979 году в журнале «Уральский следопыт», что заселявшие эти края башкиры и татары называли языческие святилища манси шайтанами – словом арабского происхождения, означавшим «злой дух», «чёрт», это слово к тому времени уже укоренилось и в тюркских языках. Оно выражало отношение тюрок-мусульман к языческим мансийским религиозным объектам. Затем, в ходе колонизации Урала русскими, названия перекочевали и в русский язык.

Вообще, русские, тоже побывавшие к тому времени на древних землях манси, называли их святилища идолами, но тюркское именование усвоилось в русском языке лучше – возможно, из-за того, что от него легче образовывать производные – Шайтанка, Шайтанское, и т.п.

Работавший на службе у русского царя немецкий учёный-энциклопедист Пётр Симон Паллас писал в конце XVIII века:

«В сей части Сибири (Урал в русских документах тогда ещё не выделяли в отдельный регион и относили к Сибири – прим. veved.ru) много ручьёв, гор и урочищ, известных под именем Шайтанка или Шайтанская, понеже тамо вогульцы идолопоклонствовали, и идолы их от россиян общим наречием шайтан назывались».

Паллас упоминал в своих трудах также про волость Шайтан-Кудей и деревню Шайтан-аул на Южном Урале – в Башкирии. По сообщению Палласа, о названии Шайтан-Кудей «рассказывают башкирцы басенку, будто предок сея волости нашёл в пещере поблизу лежащия горы дочь горного духа или шайтана, на ней женился и сие потомство с нею расплодил».

Страшные трагедии на фоне неудавшегося переименования

После 1941 года «шайтанские» топонимы в Свердловской области не переименовывали. По крайней мере «Вечерние ведомости» никаких упоминаний об этом не нашли. А вот в постсоветское время вопрос об этом поднялся – в посёлке Нейво-Шайтанский, что под Алапаевском.

Посёлок этот был основан в 1730 году в месте впадения в реку Нейва небольшой речки Сусанка. Были среди его жителей ряд известных личностей – здесь родился историк Сибири Пётр Словцов, работал мастер Пётр Трофимов, изготовивший резной иконостас для Исаакиевского собора в Петербурге, а заводской мастер Игнатий Сафонов изобрёл первую на Урале водяную турбину.

Сафонов работал как раз на Нейво-Шайтанском заводе, пущенном в 1825 году и давшем название посёлку. До этого на его территории работали Верхне-Сусанский и Нижне-Сусанский железоделательные заводы, а населённый пункт именовался Сусанским заводом. Однако в 1828 году Сусанские заводы были закрыты, и заводской посёлок с тех пор называли только Нейво-Шайтанским.

В заводском посёлке с 1754 года действовал православный храм Петра и Павла. И именно его настоятель, иерей Олег Ступичкин поднял в середине 2000-х вопрос о переименовании посёлка с «бесовским» названием.

Сам Ступичкин был родом не из Нейво-Шайтанского. Он родился в городе Усолье Пермского края и с двух лет жил в Оренбурге. В начале 2000-х Ступичкин служил в церкви Казанской иконы Божией Матери в Соль-Илецке Оренбургской области. А оказался в посёлке с «бесовским» названием под Алапаевском после виде́ния с Николаем II Романовым и благословения… схиигумена Сергия (в миру – также Николая Романова). Да, известный ныне опальный священник, отбывающий срок по целому ряду статей УК РФ, поучаствовал в этом, как оказалось, роковом переезде. После которого жизнь иерея Олега Ступичкина оборвалась в результате страшного убийства – так же, как когда-то на Среднем Урале в результате страшного убийства оборвалась жизнь Николая II.

Вот что писала автор сайта «Стихи.ру» Виктория Чемоданова в далёком 2008 году, когда схиигумена Сергия ещё мало кто знал:

На Алапаевскую землю батюшка Олег (Ступичкин) попасть не планировал. Но однажды было ему видение: Царь Николай призвал его на Урал и по благословению духовника семьи схииеромонаха Сергия (Романова) он написал прошение с просьбой отпустить на служение в Екатеринбургскую епархию, на что и получил благословение во дни работы Архиерейского Собора 2004 году. В день Покрова Божией Матери отец Олег прибыл в Екатеринбургскую епархию на послушание Христово, где пробыл два с половиной месяца при монастыре царских страстотерпцев великомучеников и в основном служил на подворье. Потом владыка Викентий направил его в поселок Нейво-Шайтанский для того, чтобы восстановить духовную жизнь поселка и храма.

Новый настоятель храма Петра и Павла выдвинул инициативу переименования посёлка.

«Батюшка с таким названием мириться не хотел. Дьявольское, говорил он, имя, бесовское. Надо его менять. Выходил к общественности, уговаривал местные власти. И почти уже добился, чтобы вернули посёлку его исконное красивое название – Сусанка», — писала про Олега Ступичкина «Российская газета».

Но при жизни Ступичкин нового названия посёлка так и не увидел: поздним вечером 6 января 2007 года его убили после проведённой Рождественской службы прямо в храме Петра и Павла. Убили жестоким образом – забили металлической трубой, облили лампадным маслом и попытались сжечь, устроив пожар в храме.

Убийцами оказались 33-летний Роман Сухачев и 32-летний Сергей Давлятчин. Они были наркоманами и пошли на преступелние, надеясь похитить и продать церковные иконы. Вскоре они оба были задержаны, а спустя четыре месяца, в мае 2007 года Свердловский областной суд приговорил их к длительным срокам лишения свободы – каждый получил более 20 лет колонии строгого режима.

Однако к тому времени идею о переименовании посёлка не оставили. Между убийством священника в Рождественскую ночь и приговором успели провести публичные слушания по вопросу переименования. В качестве названия было предложено Сусанский или Сусанка – как посёлок назывался в первые свои годы.

Продвигать идею о переименовании продолжил глава посёлка, Александр Кузнецов. Но его жизнь оборвалась в результате несчастного случая в том же 2007 году.

Глава поселка Кузнецов погиб страшным образом. Дома в гараже на него наехала собственная машина. Свидетелей не было.

— писала местная газета.

Эта смерть произошла через день после того как Кузнецов дал интервью алапаевскому телевидению. Запись этого интервью осталась в интернете. Он закончил его словами: «Обязательно наступит время, когда наш посёлок все будут называть Сусанским».

Однако посёлок по-прежнему называется Нейво-Шайтанский – после двух трагедий инициативы по переименованию посёлка с «бесовским» названием затихли. Может, оно и к лучшему?

Шайтанские названия несовместимы с православием?

И в случае с уже свершившимся переименованием реки Шайтанки в ЯНАО, и в случае с так и не осуществившимся переименованием Нейво-Шайтанского посёлка в Свердловской области в качестве инициаторов фигурировали представители РПЦ. Но всегда ли у православной церкви была такая нетерпимость к «шайтанской» топонимике?

В дореволюционной России религия имела куда большее значение в жизни общества. Да и доля воцерковлённых людей была несоизмеримо больше, чем сейчас. Однако разговоры о недопустимости «шайтанских» названий почему-то пошли именно в наше время.

В XVIII-XX веках православные храмы действовали в многочисленных уральских заводских посёлках, имевших в своих названиях корень «шайтан». Кстати, известный уральский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк родился в посёлке Висимо-Шайтанский в семье священника. Его отец Наркис Матвеевич Мамин служил в Анатолие-Николаевской церкви Висимо-Шайтанского завода. И в творчестве Мамина-Сибиряка ничего не сказано про диссонанс существования православного храма в посёлке с «бесовским» названием.

Или с исламом?

Православие православием, но шайтан – это всё-таки термин из исламского богословия (к слову, надо отметить, что помимо Преображенского храма на берегу переименованной Шайтанки в Салехарде также построили мечеть).

Может, именно представители этой религии выступают категорически против «шайтанских» наименований. Судя по их заявлениям, это не совсем так.

В 2007 году, комментируя порталу Ислам.ру инициативу переименования посёлка Нейво-Шайтанский, имам Медной мечети Верхней Пышмы Айрат Мухаметзянов сказал: «Возможно, названия ряда населённых пунктов играют какую-то отрицательную роль, однако, если приглядеться, мало ли других названий – городов, посёлков, областей, краёв, названных в честь тех, кто устраивал кровавые революции, топил собственный народ в крови».

Нашему обществу, очевидно, нужно в первую очередь поменять систему ценностей, а менять названия населенных пунктов – дело второстепенное

— резюмировал имам

В истории с переименованием Шайтанки в Преображенку в ЯНАО мусульманское духовенство тоже высказывалось. Так, председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР), муфтий Альбир Крганов в разговоре с информагентством РИА Новости обозначил свою позицию следующим образом:

История распорядилась так, что многие арабские или тюркские слова и названия «прикреплены» к разным городам, речкам, озёрам и просто местам. Если название реки Шайтанки будоражит общественное мнение, то моя позиция как члена Общественной палаты и религиозного деятеля следующая: решение по переименованию должны принимать жители этого города

— сказал муфтий

В единственном на Урале регионе, где проживает население с преимущественно исламскими традициями – Башкортостане – тоже, по всей видимости, терпимо относятся к топонимам со словом «шайтан», хоть там их и существенно меньше, чем в Свердловской области.

Здесь можно вспомнить и хребет Шайтан-тау на юге Башкирии, и упомянутый выше Шайтан-Кудейский род башкир. Название последнего, к слову, выложено камнями на одном из холмов в Салаватском районе Башкортостана – его хорошо видно проезжающим мимо на автомобиле.

Район, где выложена эта надпись, неспроста назвали Салаватским – отсюда родом Салават Юлаев, национальный башкирский герой. И он тоже происходит из рода Шайтан-Кудей. А административно-территориальная единица, на территории которой родился главный башкирский герой, в то время официально именовалась Шайтан-Кудеевской волостью.

Шайтан-машина в центре города бесов

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что «шайтанские» топонимы существуют на Урале уже много веков, и нет свидетельств, чтобы их наличие когда-то ранее беспокоило широкие массы. Информации о том, чем руководствовались, когда проводили частичную «дешайтанизацию» в советское время, нет в открытом доступе, однако в постсоветское время идеи о переименовании исходили, как правило, от чиновников или религиозных деятелей, которые при нынешнем уровне воцерковлённости и религиозности россиян представляют, скорее, малую часть населения. Сложно судить о том, находили ли они однозначную поддержку в обществе – особенно учитывая принципы принятия решений в современной России.

Если увлекаться логикой избавления от всего «бесовского», то на Урале можно далеко зайти – в окрестностях того же Екатеринбурга, помимо Шайтанок, есть, например, известные скалы Чёртово городище, Чёртов стул, Чёртов палец. Которые уже стали неотъемлемой частью уральской истории и топонимики.

Да что там далеко ходить – в самом центре города, в Историческом сквере, на уличной экспозиции выставлены несколько машин с того самого Нейво-Шайтанского завода. Об этом информируют установленные на них таблички. Завода уже давно нет, а его «шайтанские» механизмы перевезли в самое сердце «города бесов».

Впрочем, не раз бывало, кода инициативами о переименовании чего-либо граждан удавалось отвлекать от куда более реальных, осязаемых проблем. Сейчас вот получилось, что переименование речки в Салехарде обсуждает едва ли не вся страна – тема вырвалась в федеральную повестку. Не исключено, что власти возьмут этот «приём» на заметку и для использования в будущем.

Источник