Паша-Пахрутдин и «горец» Максим

obnimashki
8 рейтинг
1 голосов

«Новости Югры» продолжают цикл материалов, объединенных проектом «Друзья». Этот проект о дружбе, о многонациональной культуре, о том, как добрые отношения способны изменить внутренний мир и взгляды человека. Мы рассказываем реальные истории о наших молодых земляках, своим примером разрушающих стереотипы об этнической разобщенности.

Герои наших материалов – обычные ребята, живущие на соседней улице, в доме напротив, те, кто умеет дружить, кто знает цену этому понятию. Если вы хотите поделиться историей своей многонациональной дружбы, обращайтесь к нам в редакцию, и мы обязательно расскажем о вас нашим читателям. Добро пожаловать к «Друзьям»!

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»
Находясь в любой точке нашей страны, мы окружены людьми разных национальностей. Даже в самом отдаленном уголке России по соседству живут представители многих этносов. Так сложилось исторически, такое положение дел формировалось веками. Россия – дом для почти 200 народов, исповедующих различные религии, обладающих генетическим многообразием, с разным цветом кожи и разрезом глаз. Все вместе, бок о бок, мы защищались от врага, строили города, развивали культуру и традиции. В этом единстве наша сила и могущество. Из поколения в поколение передавался этот код межнациональной дружбы, согласия и добрососедства. Никакие внутриполитические процессы, влияния извне не способны уничтожить дружбу между нашими народами.


Нынешнее поколение 20-летних не застало пионерских дружин, не помнит про 15 сестер-республик, да и вообще слабо представляет, что значит жить на одной шестой части суши огромной планеты. Они не ностальгируют по Союзу, одинаково обедают в чайхане и пельменной, слушают лезгинку и рэп. Они не мучаются межнациональным вопросом, они просто живут в своем мире. Дружат, влюбляются, создают многонациональные семьи и растят самых лучших детей, для которых будет существовать лишь одна национальность – человек.

Из солнечного Дагестана – в снежную Югру
Знакомьтесь: Пахрутдин Такаев, 22 года, коренной кумык. Родители приехали в Югру из Дагестана в 80-е годы, как и большинство в то время – по комсомольской путевке, осваивать Север. Пахрутдин родился в городе Радужном. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Ханты-Мансийск. После окончания школы поступил в Югорский госуниверситет, где учился по направлению «техносферная безопасность». После защиты диплома пошел работать по профессии – специалистом по охране труда и пожарной безопасности. Занимается спортом, активно участвует в делах молодежной ассамблеи народов России «Мы – россияне» в Югре.

– Все мои предки из Дагестана. Там живет вся моя многочисленная родня, – рассказывает Пахрутдин. – Мы поддерживаем связь, общаемся. По материнской линии родственники живут в городе Избербаш, а по отцовской – в селе Утамыш. Каждый год езжу к ним в гости. Не понаслышке знаю, как живут в Дагестане и в городе, и в глубинке. Эти «кавказские каникулы» для меня – возможность не только повидаться с близкими, но и окунуться в богатую кумыкскую культуру, традиции. Еще и хорошая языковая практика. Дома в семье мы общаемся на русском, а когда приезжаю в Дагестан, стараюсь говорить на кумыкском. Но мне, чтобы полноценно общаться, нужно недели две-три. Так что поначалу я как «иностранец». Родственники порой шутят над моим «русским» акцентом, когда я приезжаю, но быстро вливаюсь в разговор.

«Максим» значит «большой»
Максим Игнатьев латинское происхождение своего имени оправдывает лишь отчасти – антропометрически вполне себе средних габаритов молодой человек. Что в нем огромное, так это сердце, уверяют близкие. А для Пахрутдина Такаева Максим – самый большой друг.


Максим родился в городе Полевском Свердловской области. В раннем детстве с матерью переехал в Ханты-Мансийск. После школы поступил в юридический институт. Но, не дождавшись окончания, принял решение пойти в армию. После демобилизации восстанавливаться в вузе не стал, выбрал образование в политехническом колледже.

– С Пахрутдином мы были знакомы давно, – говорит Максим. – Ближе стали общаться после девятого класса, когда после переформирования оказались в одном классе. Сначала просто общались в пределах уроков, домашних заданий. Дальше – больше, начали узнавать друг друга. Появились общие интересы. Наладился контакт. Как-то враз появилось ощущение, что мы знакомы сто лет. Кто он по национальности, я даже не задумывался. Знал, что вроде дагестанец. Это потом уже узнал, что Пахрутдин – чистокровный кумык. Мне это не то чтобы не мешало или как-то препятствовало в общении, я реально просто не думал, кумык он или аварец, какая разница? Хотя со временем интересовался, узнавал, что это за народ – кумыки. Интересно, что это одна из трех по численности народностей Дагестана, и в Югре много кумыков.

Ты мне брат
Несмотря на свои молодые годы, Пахрутдин по-восточному рассудителен. На сложный вопрос о межэтнических отношениях у него простой ответ:

– Я не знаю, как было раньше, сейчас мы живем в такое время, когда четко определена миграционная политика в стране, есть законы, порядки. Все свободно перемещаются. В любом вузе учатся студенты из разных республик и стран. В какой момент среди нас может начаться спор на национальные темы? Интересно с человеком – общаешься, нет – остаешься просто знакомым. Максим для меня не просто приятель или товарищ. Это мой настоящий брат, я так его называю. И это не стереотипное кавказское обращение вроде как «брат, дорогой», я вкладываю всю душу в это слово. Я ценю этого человека и дорожу дружбой с ним.

kumyki

Хинкал любят все

– Абсолютно так же я воспринимаю Пахрутдина. Это мой друг, брат. Секреты, тайны, сомнения, переживания, радости, беды – все это пополам, – рассказывает Максим. – Даже вкусы и предпочтения в еде у нас схожие. Люблю кавказскую кухню, но поскольку мы оба ходим в спортзал, занимаемся спортом, то стараемся соблюдать здоровое питание. А кавказские блюда – это много мяса, теста, приправ. Но разве можно устоять, когда мама Пахрутдина готовит хинкал?

Пожалуй, на этом пересечение межнациональных традиций для этих парней заканчивается. Вот что безусловно их объединяет – это спорт.

– Решение пойти в спортзал было совместным, – продолжает Максим. – Это было правильно. Мы как одна команда – вместе собрались, вместе подбадриваем друг друга, поддерживаем и боремся с ленью. Если одному не хочется идти на тренировку, то другой обязательно будет мотивировать. Мы находим слова, как заставить подняться и бежать в зал. И я, и Паша – настоящая команда. Да-да, Паша – именно так я его называю.

– Я уже привык к этому имени. Это у нас такая шутка: я в России – значит русский. А вот Максим по темпераменту настоящий горец. Вспыльчивый, но отходчивый. Схожесть темпераментов – это еще одна составляющая прочности нашей дружбы, – объясняет Паша-Пахрутдин.

Важно, чтобы гордились и уважали

– Максим, а ты бы женился на кумычке? – неожиданно задаю вопрос.

Ответ последовал незамедлительно:

– Мне важно, чтобы с человеком было комфортно.

А готов ли Пахрутдин сочетаться в будущем браком с русской девушкой – он также долго не раздумывал.

– Я кумык, все в нашей родне кумыки. Такова традиция. Но время сейчас другое, я думаю, родители примут мой выбор, если я встречу настоящую любовь с другим цветом волос или кожи.

И все-таки наш разговор, переводимый мной в межнациональное русло, вышел по направлению темы проекта «Друзья». Мы затронули вопрос: «Упоминать или нет национальность при совершении правонарушений?»

– Мое мнение такое: межнациональная тема – это хороший маркетинговый ход для СМИ. Таким образом они делают себе просмотры, увеличивают аудиторию. Вся эта тема популярна, можно легко на ней устроить какой-то хайп. А с точки зрения человеческой это вообще неправильно. Есть подлость, совершенная человеком, еще хуже – преступление. Важно ли, какой этот человек национальности, какого цвета кожа? Называть или не называть национальность, на мой взгляд, вообще не имеет значения. Важно восприятие того, что он сделал. Через общечеловеческую призму. Но если говорить о народе, к которому принадлежит человек, то в таком случае нужно говорить об этом, и когда совершаются добрые дела. Чтобы земляки гордились, уважали. Ну и пусть порицают близкие. Для настоящего кавказца осуждение земляков – это пострашнее какого-то ролика в интернете, – уверен Пахрутдин.

Prostaya-istoriya-prostykh-parney_-kakie-zhivut-vokrug-nas

Простая история простых парней, какие живут вокруг нас

«Пусть наша дружба будет примером для остальных»

– Кстати, вот я могу с уверенностью говорить, что на Кавказе в кругах обычной, нормальной молодежи нет каких-то радикальных разговоров и вражды по национальному признаку. Да, бывает, шутят на эту тему, но без агрессии и провокаций. Безусловно, есть и воинственно настроенные, с головой, забитой насаждаемыми кем-то идеями и мыслями. Но мы сейчас говорим о нас, простых парнях, для которых важны другие ценности. Наша дружба для нас больше, чем все разговоры о толерантности. Просто мы дружим, живем общими интересами. Если мне придется оказаться в ситуации, когда в кругу земляков я услышу разговоры о «плохих русских», сразу же прерву их. Для меня это будет означать, что сказали плохо о моем брате. Уверен, что Максим поступит так же. Пусть наша дружба будет примером для остальных, – заявляет Пахрутдин.

Простая история простых парней, какие живут вокруг нас. Их много, кто выбирает настоящие ценности, такие как дружба, братство, добро, вместо мнимых идей и принципов. Пожалуй, именно эти парни и девчонки смогут победить зло, которое пока еще живо, которое называют «вражда». Через десять, двадцать или сто лет благодаря таким ребятам мы обязательно будем жить в мире, согласии и добрососедстве.

Цифры и факты
Современная Россия – одно из крупнейших полиэтнических государственных образований мира, на территории которого (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) проживают представители 193 национальностей с самобытными культурами, общающиеся на 277 языках и диалектах, исповедующие все мировые и многие национальные религии. В частности, в отечественной системе образования сегодня используются 89 языков, из них на 30 организовано обучение, а 59 изучаются как предмет.

Кстати
 Кумыкский язык – один из самых распространенных в Дагестане. А сами кумыки также являются коренным населением в республиках Чечня (Гудермесский район) и Северная Осетия – Алания (Моздокский район). Наиболее крупная община кумыков, проживающих за пределами мест изначального расселения, представлена в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Источник