Своя рубаха в тренде

Screenshot from 2023-12-11 12-08-16
0 рейтинг
0 голосов

Понёва, башлык, наголовник – слова из далёкого прошлого. Как и сами наряды – из музея или прабабушкиного сундука. Так? Нет, не так. Интерес к ним всё больше. В том числе и благодаря таким увлечённым людям, как мастер традиционного художественного текстиля Елена Зинина. Она хочет, чтобы русский костюм жил реальной, а не только эстрадной стилизованной жизнью, не был лишь экспонатом за стеклом. Создаёт одежду и кукол по оригиналам конца XIX – начала ХХ веков, вышивает, как в старину. Протягивает незримую нить между прошлым и современностью, не давая этой связи прерваться.

Свою миссию по сохранению культурного наследия Елена называет посланием свыше. Как-то, когда она была ещё школьницей, отец подозвал её, посадил рядом и завёл разговор. Из той беседы на всю жизнь она запомнила слова: «Меня не будет, но ты же будешь помнить бабушек, дедушек. Не забывай, что мы не Иваны безродные». Маленькая Лена беззаботно улыбнулась — «конечно, папа» и побежала на улицу к подружкам. Прошло время, и слова отца приобрели особенную остроту. Стали наставлением и родительским благословением.

МОДНИЦА РОМАНУШКА

К изучению и созданию традиционного костюма Елена пришла не сразу. Больше четверти века проработала в ателье. Среди прочих были заказы для ансамблей «Вера», «Воскресение», фольклорных коллективов из разных районов области. Уже тогда задавалась вопросами, как и из чего шили в старину, какой вышивкой украшали одежду. Но это было просто любопытство.

А семь лет назад в её жизни случился судьбоносный поворот. Подруга, народный мастер художественного текстиля Людмила Люрис, попросила помочь сшить одежду для мастеров романовской игрушки. Коллекцию назвали «Романушки и Романцы».

— Когда только начинала работу, думала: романушки какие-то. Есть же такое выражение: «оделась, как романушка». Начала изучать эту тему, многое стало понятно, — говорит Елена. — Деревенские женщины в старину, когда шли на ярмарку в Липецк, очень хотели выделиться. Могли надеть на себя сразу несколько костюмов. Один снимали, оставались в другом. И на свадьбах такое было. Несколько раз переодевались. Это не всем нравилось, поэтому выражение приобрело пренебрежительный оттенок.

А костюмы-то потрясающие. Чего стоит одна тюлевая вышивка – традиция Липецкого уезда. Ею украшали свадебные наряды, приданое. Получалось празднично. Вся улица расцветала, когда в такой одежде выходили. Романушки были законодательницами моды. На ярмарках и гуляньях смотрели, кто в чём одет, подмечали новые элементы, складки, защипы. Чувствовалось уважение и любовь к костюму. Отправляясь в церковь, несли одежду в узелке, переодевались перед тем, как зайти в храм.

— Я поняла, что традиционная одежда в Липецкой области мало исследована, — рассказывает Елена. — А жаль. Потрясающие культура и художественный текстиль.

Так началась её целенаправленная работа в Центре романовской игрушки. Экспедиции. Музейные фонды. Каждая поездка давала такой материал, что руки сами просились шить.

ПОЛОТНО РОССИИ

Вышивать тоже научилась во время работы над первой коллекцией. Подруга показала, как держать крючок, как образуется петля. Техника непростая, не у всех получается.

— Но у меня уже давно девиз: если какой-то мастер до меня делал, значит, и у меня получится, — рассказывает наша героиня. – Всю жизнь учусь и преодолеваю трудности. Спать не ложусь, пока что-нибудь не вышью. Сложную вышивку крючком, бытовавшую в нашей местности, освоила в совершенстве.

На вышитой карте России, которую презентовали на Петербургском экономическом форуме, есть и её работа – крючком в технике тамбурного шва. Над полотном трудились более двухсот мастеров. Представляя наш регион, Елена взяла за основу растительный орнамент, которым украшали свадебные наряды.

— Вышивка по тюлевой основе похожа на кружево, — объясняет мастерица. — Белая нить и атласные кружочки, червончики и сердечки. Эта техника особенно была распространена в сёлах Романовской, Сырской и Сокольской волостей Липецкого уезда. Я вместо белой взяла красную нитку, чтобы на светлом фоне был виден орнамент.

Помимо карты отдельно вышивала «визитную карточку» Липецкой области для выставки. Древо жизни, растения и птицы в традиционном красном и чёрном цветовом сочетании – глаз не оторвать.

А через несколько месяцев новое испытание. Елена отправилась на крупнейший Всероссийский фестиваль-конкурс «Русь Мастеровая» в Чебоксары. За восемь часов нужно было вышить целое произведение.

— Никогда не собиралась соревноваться с вышивальщицами, — говорит Елена. — Это не основное моё занятие. Перед конкурсом очень волновалась. Сомневалась в успехе. Чувашия славится мастерами по вышивке. А тут ещё — лучшие со всей страны. Когда объявили, что победитель я, это был, конечно, эмоциональный взрыв. Но для меня это не личный триумф. Везла показать традиции своего края сквозь призму времени, и рада, что смогла продемонстрировать всем: Липецкой земле есть чем гордиться.

МАТАНЯ В МАТАНЕ

Много ли мы узнали бы о традиционной культуре нашего региона, если бы не такие люди, как Елена Зинина? Фестивали и конкурсы для неё – один из способов популяризации наследия. И завоёванныхз наград оттуда не сосчитать.

В мае её коллекция кукол «Матаня» взяла главный приз Всероссийского конкурса-фестиваля «Русская народная игрушка», который проходил в столице Татарстана. Кукол размером 40 сантиметров мастерица одела в костюмы Липецкого уезда начала и середины прошлого столетия. Платочки и башлык вышила тамбурным швом. Наряды дополнила яркими бусинами, лентами и кружевом. Куклы и одежда соединились в одном образе.

Когда-то романовские женщины слыли первыми модницами уезда, были прекрасными певуньями и плясуньями. Особенно нравилась им матаня — пляска по кругу с частушками под гармошку или балалайку. Матаней называли и своего милого или милую и даже женский костюм, сшитый специально для улицы. Отсюда и название коллекции.

С женским костюмом Елене всё было более-менее понятно. А вот что носили мужчины? Пазлы никак не складывались в единое целое. Однажды старинную рубаху Елена увидела в музее «Живая старина» при клубе села Сырское, созданном Николаем Поленниковым. Он показал старую фотографию из семейного архива, где его дед сидит в подобной рубахе. Точно такая же есть в областном краеведческом музее. В экспедициях нашлось ещё несколько экспонатов. По этим образцам была воссоздана мужская одежда Липецкого уезда Тамбовской губернии. Первая коллекция на фестивале «Пёстрая поляна» в музее-усадьбе «Ясная Поляна» заняла первое место. А в прошлом году Елена оформила выставку «Мужик не прядёт, не ткёт, а в рубахе ходит» в историко-культурном музее Липецка. Захотелось рассказать о своих находках не только специалистам.

БЕСЦЕННЫЙ ИНФОРМАТОР

Но Елена не только создаёт новые коллекции по старинным образцам. Она ещё и реставрирует традиционную одежду. А это гораздо сложнее и требует поистине филигранного мастерства. Вещи приходят к ней в очень плачевном состоянии. Десятилетиями они пылились на чердаках и в чуланах. Главное правило реставратора то же, что и у доктора — не навредить. Сложно добиться аутентичности. Нужны особенные материалы — натуральные ткани, старые нити и пряжа. Поэтому Елена — завсегдатай барахолок, покупает у бабушек или в Интернете атласные ленты, которым много лет, домотканые холсты, споры, то есть отпоротые фрагменты старинной одежды.

— В советские годы этнография считалась анахронизмом, — замечает она. — Старые вещи выбрасывались, сжигались. Строился новый мир. Фольклорные ансамбли выступали в одинаковых костюмах. Сегодня люди больше стремятся изучать прошлое. Но информацию собирать сложно, её носители уходят. Этот пласт культуры не сегодня-завтра закроется. И если мы находим бабушку, которая помнит, как раньше шили и вышивали, это бесценный информатор.

Однажды Елене захотелось не просто самой сесть за новую коллекцию традиционной одежды, а собрать для этого команду. Так родилось творческое объединение «Своя рубаха». Уже их первый проект завоевал множество наград на разных фестивалях и конкурсах. Все вместе участницы собираются не каждый раз. Елена занимается индивидуально с мастерицами. Это непросто. Но искренне надеется, что её знания пригодятся. Традиции вернутся в семьи.

— Бросая камень, смотри на круги, которые он после себя оставляет. Сегодня посадим зёрнышко, а завтра вырастет колос, — говорит она.

И снова созывает «Свою рубаху» для работы над следующей коллекцией.