"Три дня Бажовки. Как фестиваль стал перекрестком культур России"

8068c382dc6a72c0a7337f6bbc6528aa
0 рейтинг
0 голосов

Бажовский фестиваль после двух лет пандемии гостеприимно встретил поклонников народного творчества и фольклора со всей страны.

Фестивальная площадка, расположившаяся близ села Демарино Пластовского района Челябинской области, превратилась в народный «город». Здесь все дышало национальным колоритом. Народных дух витал всюду. Чем фестиваль зажег сердца людей и почему сюда хочется возвращаться вновь и вновь? Рассказываем об одном из самых ярких событий года.

Стоит только перешагнуть порог фестивального городка, как сразу же попадаешь в мир народной культуры — исторический, самобытный. Каждый народ гордится своими традициями и спешит рассказать о них, показать жизнь своих предков через костюмы, песни, танцы, кухню и обряды. На фестивальной площадке «Уральское поселение» в одном ряду расположились крестьянская изба, казачий курень, татарские и башкирские юрты, чум северных народов, жилище южноуральских кочевых племен.

6d76c6b11d29b0749aefe333d31a0b96

Танец встречи солнца

Все фотографируют, снимают на видео. Молодые люди с бубном и в национальных костюмах народов Севера проводят какой-то обряд, подумалось мне. Знающие люди подсказывают: это танец хейро, что в переводе означает «солнце». Так таежные народы радуются встрече с солнцем после долгой полярной ночи. Танцуют хейро рядом с национальным жилищем — чумом. Его держат шестиметровые жерди. Эту легкую и надежную конструкцию жители тундры могут собрать за один час. При входе в жилище ставится идол. У каждой семьи он свой. Занимаются местные жители в основном охотой, рыбной ловлей, оленеводством, а также изготовлением одежды и обуви из шкур животных.

— Этот вид обуви называется кисы и шьется из шкуры оленя. Вместо стелек кладут сено. Такие сапоги можно надевать на голые ноги и спать в снегу, — рассказывает участник фестиваля Андрей Дмитриев.

da21db168a6643aa2e2afa74fde9d5cd

— Не жалко оленя? — спрашивает кто-то из гостей.

— Олень — это всё в жизни северных народов. Это и одежда, и транспорт, и основная пища, — поясняет Андрей.

На уральскую землю этот кусочек быта кочевых народов Севера Андрей и Оксана Дмитриевы привезли из города Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Оксана сообщила, что коренной народ севера России — это ненцы. Их десятки тысяч человек, поэтому они считаются малочисленным народом. Живут замкнутой жизнью вдали от цивилизации.

— Ненцы очень гостеприимные. Они говорят: «мой чум — это твой чум». Люди живут на краю земли, кочуют от стойбища к стойбищу, из-за этого гости редко у них бывают. А когда приезжают, то хозяева готовы отдать им всю свою теплоту сердца, — говорит Оксана Дмитриева.

На фестивальных площадках собирались очереди из желающих побывать в гостях у представителей разных народов. Если взрослые больше интересовались истоками традиций, то дети норовили их «почувствовать» — потрогать предметы быта, примерить костюмы или попробовать что-нибудь эдакое из блюд национальной кухни.

82230f6d7efb70d48f2ddd388a36d074

Звуки Бажовки

«Мастеровая слобода» раскинулась близ соснового леса. Тропы словно лабиринт. От изобилия предметов народных промыслов и ремесел кружится голова. Всего так много. Каждое изделие хочется подержать в руках, ощутить его силу и разгадать тайну.

Продолжаю путь по городу мастеров и слышу музыку степей. Это звуки музыкального инструмента — варгана.

bfe5ffb7cac4f988dcd1a4fe91dcbf97

Ритмические «бум-бум» приводят еще к одной музыкальной точке. Это гости фестивали играют на этнических барабанах. Их делает своими руками мастер из Полетаево Станислав Курамин. Звучание барабана регулируется силой удара: чем он сильнее, тем звук гуще, и наоборот. Барабан обтянут кожей, подставка для него сделана из керамики.

— У этого барабана «нога» сбоку, а не снизу, как мы привыкли видеть. Таким образом, его можно поставить на стол или на колени. Вообще, создание музыкальных инструментов — это мое детище, которое приносит радость, — говорит Станислав.

226bce88faeedfa40f72f80563203726

Волшебники Бажовки

На Бажовке сотни любопытных глаз следят за гончарным кругом. Мастер Денис Захаров ваяет кухонную утварь.

— Гончарный круг занимает всего лишь 10 % работы, 90 % времени ты ухаживаешь за глиной, — рассказывает Денис. — Сначала с материалом надо договориться. Он же живой. Например, сейчас я сделал это изделие, его надо хорошо в руке держать, потому что глина еще мягкая. Потихонечку ее придерживаешь, руки дрожат. Ощущаешь ее. Затем наносишь орнаменты.

0cc560e9bcbdd9c7e7cb136f83ae59a6

В руках у мастерицы из Златоуста Натальи Масловой — девушка-птица. Красавица сделана из ткани по авторской выкройке. Об изделиях Натальи знают далеко за пределами Южного Урала.

— Захотелось соединить старинный русский праздничный головной убор — кичку с крыльями ангела. Так и появилась девушка-птица. Она вбирает в себя образ птицы счастья и ангела, — сказала мастерица.

В лабиринтах города мастеров внезапно возникает олень… из металла. Скульптуру в стиле авангард выполнили художники из города Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа Данил и Наталья Сахненко.

— На компьютере моделируется объем композиции. Затем болгаркой с листового металла вырезается каждый треугольник и сваривается друг с другом. Это очень кропотливая работа, — рассказывает член Союза художников России Андрей Сахненко.

2fa6d80f7ac8d93e39c5eb1fe7a7a77b

Трио «Горицвет» из Еткульского района — участник Бажовского фестиваля. Певуньи готовятся выйти на сцену.

— Мы, наверное, в пятнадцатый или шестнадцатый раз приехали сюда выступать. Как только приходит июнь, начинаем собираться на Бажовку. За эти два года, в которые не было фестиваля, все соскучились друг по другу. Мы учителя сельской школы, любим петь. Это наше хобби.

Бесспорно, эта Бажовка запомнится своим многообразием народных культур и небывалым числом гостей.

431fd2a8a594dc50f9fd7d8340f7efd3

— Фестиваль люблю за широту. Здесь представлено все: и мастера, и кухня наша уральская, наши переплясы, песни. Вся душа наша уральская открывается здесь, — подчеркнул министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.

Бажовский фестиваль собрал несколько десятков тысяч участников и гостей со всей страны. Праздник с размахом, с южноуральской удалью войдет в историю как 28-й по счету.

Источник