Возрождение традиций. Что же ты, Иванушка, не весел?

8a86872e35b7337792a225142d5a76fb_L
0 рейтинг
0 голосов

Есть женская сторона мира. На женской «половине» – своя материальная культура, свои правила, запреты, границы. Своя красота и строгость. Кто стоит за скатертью-самобранкой и почему у России женское лицо? Как складывались и на чем стоят женские русские традиции?

Стыдно быть непряхой

Раньше любая девушка просто обязана была быть пряхой. Быть «непряхой», так же как и неряхой, было очень недостойно, получить в свой адрес такое прозвище было обидно. А вот «тонкопряхой» называться – почетно. Поэтому учились этому с малолетства, и в итоге прясть умели все девочки, абсолютно все – любого сословия и достатка. Прядение и ткачество – самое древнее и самое распространенное – по всему миру – женское рукоделие. Прясть – значит, скручивая, спирально закручивая волокна льна или шерсти, делать нити, чтобы потом вязать или ткать полотно.

 «Жемчуга огрузили шею…»

Интерес к бисероплетению сейчас активно возрождается, и очень может быть, что скоро это древнее искусство и древний промысел предстанет перед нами во всем своем блеске. Бусы и бисер – чувствуете, слышите связь? Бусы – чуть более крупная нитка бисера. Бисер чаще всего изготавливают из стекла. На территории Древней Руси стеклоделие было известно с IX–XIII веков. С глубокой древности в народном костюме широко использовался бисер и жемчужное шитье. Очелья головных уборов украшались сетками или зубцами, выполненными из жемчуга или рубленого перламутра.

Кружевницы и кружевоплетение

Девочки всегда с затаенным восторгом смотрят, как плетутся настоящие кружева. Ольга Мамчур – известная в нашем городе кружевница-мастерица. Она знает историю возникновения коклюшечного кружева, проводит мастер-классы и показывает, как это делается. Кружева – сложное и тонкое ремесло. По словам мастерицы, плести их надо «либо очень хорошо, либо вообще никак». Научить этому старинному искусству за час, конечно, невозможно, но вызвать интерес, любопытство, желание попробовать – вполне реально. А еще Ольга Николаевна говорит: «Девушка, хоть раз в неделю занимающаяся рукоделием, сильно отличается от своих сверстниц, которые не склонны и не пробуют творить что-то своими руками. Отличается в лучшую сторону, причем даже внешне»…

 Какие они, русские женщины?

Говорят, что есть два типа русских женщин. Женщина – героиня, защитница, покровительница, та, которая «в горящую избу войдет»… и – несчастная женщина, участь которой – терпеть и покоряться. Культ Богородицы, который занимает очень важное место в православии, призывает женщину-мать к жертвенности и мобилизации ради других, более слабых. Ну, и еще один тип… Третий, якобы тоже «традиционный» тип – женщина-стерва, та, которая разрушает общепринятые нормы поведения, опрокидывает все ожидания мужчин и мало заботится о детях. Но я не согласна с таким раскладом. Не узнаю я, русская женщина, себя в этом раскладе. Почему бы самой не посмотреть в зеркало, не заглянуть в себя? И не посмотреть внимательно вокруг.

Я живу на окраине

Я живу на окраине большого русского города – Нижнего Новгорода, в Автозаводском районе, где много спокойных и ясных женских лиц, и вижу, как много, все еще много хороших семей, где очень бережно, любовно относятся друг к другу. Это «серединная», великая, тихая жизнь, она не видна и не заметна. Заметны, бросаются в глаза маргиналы разного рода, вот уж где разные «яркие» типы – от алкоголичек-бомжих до эстрадных звезд… Но это же действительно пена, больные и слабые. А женщины русские себя в такую обиду не дают… Добрая русская женщина, никогда не позволяющая себя унижать, – истинно русский тип, неделимый ни на какие другие. Тоже своего рода град Китеж – в период любви и работы материнства, в период «плодоносности», а это довольно долгая работа, она как бы исчезает, ее не видно. Ее видят только муж и ребенок, а другим, собственно, зачем?

«Утро вечера мудренее»

У русской культуры и вообще у России «женское лицо». Во многом потому, что фольклорные, мифологические основы нашего бытия, соотношение ролей и сами роли, мужская и женская, расписаны весьма своеобразно. А именно: «…Что ты, Иванушка, не весел? Что буйну голову повесил?.. Не кручинься, ложись спать-почивать. Утро вечера мудренее…» – говорит героиня почти каждой сказки Василиса Прекрасная, она же Премудрая. И за ночь совершает для спящего Иванушки самые разные чудеса, одно за другим. Проще говоря, делает за него все возможное и невозможное. Он утром проснется/проспится, глядь – не так уж все и плохо… Дальше у него свои испытания, свои сражения.

 Женские рукотворные чудеса

Но скатерть-самобранка, и знаменитая Емелина печка, и многое другое, что входит в наше сознание и подсознание с младенческих лет, – все это женские рукотворные чудеса, женская активность русской жизни. В этой же традиции и необходимость скрывать ее, эту активность. Прятать за покровом некоего естественного волшебства. Героем-победителем всегда остается Иван-царевич, он же братец Иванушка. И нередко при этом – «полцарства ему даром не надо», победил – и ладно, и на печку… А женщины – «самозанятые», как сейчас говорят, – продолжают творить рукотворные чудеса. Разве все это ушло? Нет – все так и поныне! И ткачество, гончарное ремесло и керамика, роспись и резьба по дереву, и многое другое живо и сейчас в нашем городе. И никогда не поздно прикоснуться. Вспомнить. Научиться.